Наталья Журавлева

Вид из окна: на Музей архитектуры им. А. В. Щусева

3 мин. на чтение

В самом центре Москвы на Воздвиженке есть удивительное место, которое можно назвать архитектурным сердцем этого района. И дело не только в его внешнем виде, но и в его сути. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева — одно из моих любимых мест города. Живу я, увы, не рядом, но бываю по работе в здании через дорогу от музея. Так что вижу его постоянно из окон и почти всегда туда захожу, как оказываюсь в этом районе.

Дом, где находится Музей архитектуры, сам может быть экспонатом. Построил его для генерал-поручика Талызина Матвей Казаков в 1787 году, и усадьба оставалась родовым гнездом Талызиных до 1805 года. Затем ее купили Устиновы, которые устроили там музыкальный салон. Здесь бывали братья Вяземские, Денис Давыдов и Александр Пушкин. А сейчас недалеко от здания музея живет известный художник-портретист Александр Шилов, который рисовал всю советскую элиту, а позже создавал жанровые портреты, которые можно встретить в Третьяковской галерее.

Главное, чем ценен музей — он не о прошлом, а о настоящем. Сейчас это один из крупнейших в мире научных центров, где изучают архитектурное наследие и популяризируют его. История музея, как и его наполнение, интересна и где-то даже драматична. На рубеже XIX–ХХ веков музей задумывался как место, где можно показать развитие мировой архитектуры через сохраненные документы и свидетельства. И только в 1934 году замысел начал воплощаться внутри стен Донского монастыря в подразделении Всесоюзной академии архитектуры. Второй музей открылся уже после войны, чтобы сохранять уцелевшие памятники русской архитектуры. Тогда-то власти и выделили усадьбу Талызиных под экспозиции, а архитектор Алексей Щусев, по инициативе которого музей появился, стал его первым директором.

В том виде, в котором мы его знаем, Музей архитектуры возник в 1963 году после объединения двух тогда существовавших. Потрясения его не обошли: территории Донского монастыря были в 1991-м возвращены церкви. Уникальные коллекции пришлось экстренно перевозить на Воздвиженку, в потрепанное временем здание. А прокладка Филевской линии метро так и вовсе привела дом в аварийное состояние. Экспозиции закрыли, музей оказался на грани исчезновения. Во многом положение спас Давид Саркисян, легенда архитектурного и художественного сообщества Москвы. Он возглавил музей в 2000 году и сохранил жизнь в аварийном здании, сделав его заметным для москвичей и туристов.

Сейчас экспозиционные пространства музея включают три корпуса: анфиладу главного дома усадьбы Талызиных — Устиновых XVIII–XIX веков, обновленный флигель «Руина» и средневековое пространство Аптекарского приказа — трапезных палат XVII века. Именно с «Руиной» я познакомилась изначально. Мало кто знает, что в музее с октября по май читают лекции об архитектуре. Именно так произошла моя первая встреча с музеем Щусева в 2016 году. Тогда им руководила Елизавета Лихачева. Я попала на ее любимую тему — про итальянскую архитектуру. Процесс завораживающий. Сыграло свою роль и само пространство: темный цвет и великолепная лестница в «Руине» создают мистическую атмосферу.

После этого я начала ходить в Музей архитектуры постоянно. В кирпичном зале «Руины» проходят другие современные мероприятия разного формата. И каждый поход в музей Щусева стал для меня уже медитацией. Даже если ты уже посмотрел все выставки, можешь зайти во внутренний дворик, укрытый от шума улиц. Там можно выпить кофе, посмотреть на сохраненные скульптуры и фрагменты знаменитой Триумфальной арки и элементы садово-парковой скульптуры прошлых веков.

Мы привыкли, что музеи фиксируют какой-то исторический контекст. А музей Щусева часто делает выставки, посвященные сегодняшнему времени. И этим он неповторим. Например, в 2022 году вместе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым музей представил выставку про дома, которые недавно были построены либо только в проекте. Так нам дали понять, что мы тоже являемся частью истории. Весной 2023 года в музее открылась выставка, связанная с архитектурой модернизма и брутализма в разных городах. Очень нравились коллаборации с «Гаражом» или центром «Инновации». Это необычный опыт — когда ты заходишь в музей, но при этом видишь работы, сделанные «при тебе». Например, только недавно ты видел что-то в Мадриде — и сейчас это висит в музее. Думаю, это правильная практика, которую многим музеям стоит перенять, чтобы показать ценность и важность сегодняшнего времени.

В 2021 году мы с Елизаветой Лихачевой даже сняли о музее фильм. Также рассказали о ВХУТЕМАСе в честь его столетия. Ведь это был сильнейший импульс к развитию, школа, породившая столько талантливых людей за короткий срок. Но самое интересное — мы видим, какие проекты были созданы нашими архитекторами и строителями. И это такая глупость, что мы заимствуем чужие архитектурные образы, ведь у нас все это было на картинках, в головах. Малое количество внимания уделяется этому наследию. Но на то, которое сохранилось, важно смотреть архитекторам, чтобы понимать, как далеко мы ушли и что можно использовать в проектировании существующей среды.

Марина Юсова, читательница «Москвич Mag»

Если вы хотите рассказать о своем виде из окна и стать героем этой рубрики, напишите, пожалуйста, Наталье Журавлевой: nrobertova@mail.ru

Фото: Марина Юсова

Подписаться: