Впрочем, о каких именно брендах идет речь, пока не ясно.
Президент Российского совета торгцентров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко отправил министру иностранных дел Сергею Лаврову письмо, в котором попросил отменить визы (или хотя бы снизить их стоимость) для бизнесменов из дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки. В письме Москаленко сообщает, что торговые центры рискуют стать банкротами, поскольку из-за ухода европейских брендов доходы в ближайшие месяцы снизятся на 15–22%.
Чтобы решить проблему, глава РСТЦ предлагает привлечь представителей брендов из дружественных стран, упростив им получение виз. В качестве примера он приводит Турцию, где однократная виза стоит 80 долларов, в многократная — 240 долларов.
Кстати, некоторые ТЦ и сами сжигают мосты — например, «Афимолл» досрочно расторг договор аренды с испанской компанией Inditex, владеющей брендами Zara, Bershka, Massimo Dutti и другими, тем самым став первым российским ТЦ, самостоятельно прекратившим сотрудничество с европейским партнером.
О том, что владельцы торговых центров пытаются заместить магазины ушедших европейских брендов азиатскими компаниями, известно давно — уже точно появятся бутики одежды из Индии и Турции, а также ведутся переговоры с Китаем. Но из письма следует, что только Евразийским континентом поиски замен не ограничиваются.
Впрочем, эти поиски уже вызвали определенные скептические замечания. Например, в телеграм-канале «Железобетонный замес» спрашивают: «Только вот вопрос: знает ли кто-нибудь хоть один нелокальный бренд в Африке и Азии? Ну в Аргентине есть обувные бренды, но они настолько микроскопические, что едва ли смогут позволить себе экспансию на российский рынок». Кроме того, исследование 2020 года показало, что даже сами африканцы зачастую отдают предпочтение неафриканским брендам. С другой стороны, различные модные журналы и европейские компании высказывают предположения, что именно в Африке находится будущее моды.
Фото: shutterstock.com