Пешеходный и велосипедный маршрут «Зеленое кольцо Москвы» протяженностью примерно 160 км целиком проходит внутри МКАД, условно начинается и заканчивается у главного входа в Ботанический сад РАН, соединяет 31 парк, включая 13 особо охраняемых природных территорий.
Маршрут проходит в том числе по лесным натоптанным тропам, так что ездить на велосипеде по нему можно даже зимой. Велосипед лучше выбрать горный, стоимостью примерно от 100 тыс., точно не шоссейник и ни в коем случае не арендованный, муниципальный — на нем можно будет проехать километров десять, не больше.
Первая логистическая задача для тех, кто не в состоянии мчать 160 км за один день — удобно распределить маршрут. Я разбила его на три дня и подыскала друзей, у которых можно оставлять велосипед на ночь. Они же стали и моими болельщиками — без моральной поддержки друзей такой путь не одолеть. Еще вариант — привязывать велосипед на парковке надежным замком. Ну или возвращаться с ним домой, а утром ехать на точку, где закончил накануне.
На маршруте, разумеется, можно есть в кафе, но удобнее, да и романтичнее взять с собой бутерброды и перекусывать в красивых местах когда заблагорассудится.
День первый: Парк имени 50-летия Октября (ул. Удальцова) — парк «Кузьминки» (ул. Ставропольская)
В парке имени 50-летия Октября, к счастью, обустроены велосипедные дорожки. Мимо проплывают березки, клены, рябины, сосны, детские площадки, урны, все как полагается. Парк создан в 1967-м, к 50-летию Октябрьской революции, как можно догадаться из названия. Его коснулась рука благоустроителя — новые тренажеры, скамейки, каток и даже модный бассейн со всей необходимой инфраструктурой врыли, содрав километры лесопосадок. Из интересного — протекающая в овраге речка Раменка заключена в габионы. А название реки происходит от слова «рамень», это темнохвойный лес, которого совсем не осталось.
В парке Олимпийской деревни красивые пруды из речушки Самородинки (давным-давно ее берега представляли собой заросли черной смородины), хотела бы на это посмотреть. Сейчас вокруг царит ремонт, все время приходится слезать и переходить сваленные в кучи стройматериалы. Дальше дорога идет через ЖК «Чемпион-парк» (решила обращать внимание и на нейминг ЖК) вдоль небольшой реки Очаковки. Раньше это было одноименное село, которое известно с XVI века.
Через Мичуринский проспект и небольшой Парк школьников тоже с облагороженными прудами попадаю в Тропаревский ландшафтный заказник (331,6 га, 93 вида птиц, 9 видов млекопитающих, один вид пресмыкающихся — живородящая ящерица). Раньше он назывался «Парк ХХII съезда КПСС» и закладка проводилась по специальной концепции (в СССР им гордились) — центром была поляна в форме круга, на которой размещались посадки дуба черешчатого. От центрального круга были проложены аллеи с посадкой липы, клена, лиственницы, березы и тополя. Это уже настоящий лес со свежим воздухом. Заблудиться там, правда, нереально, на основных маршрутах через лесную чащу проложены деревянные настилы. Ехать по деревянной дороге (а другой нет) на велосипеде не очень удобно — если встречаются пешеходы, всем приходится жаться к краю, зато там могут гулять инвалиды-колясочники. И я даже их видела.
После Профсоюзной улицы начинается огромный Битцевский лес (2208,4 га). Его главной ценностью считается то, что это один из сохранившихся «зеленых клиньев», по которым воздух из Подмосковья поступает к центру Москвы. Мой маршрут пролегает лишь по небольшой части леса, но даже там я умудрилась заблудиться. Навигатор работать перестал, а гуляющих в таких дебрях не встретить.
Стоит потеряться с велосипедом в Битцевском лесу, как в голову лезут истории про маньяка. Пробираться приходится по еле заметным тропинкам с мощными корягами, выпуклыми корнями, вверх-вниз, короче, этот отрезок пути добавил мне седых волос. Одно успокаивало, что я в Москве, а не в тайге на Дальнем Востоке. В общем, когда наконец-то замаячило Варшавское шоссе, которое я всегда терпеть не могла из-за унылости и пробок, оно показалось мне самым дружелюбным на свете.
Потом пошла серия чудесных сквериков с прудами, уточками, благоустроенными дорожками, мамами с колясками и детьми на самокатах, словом, счастливая жизнь москвичей в отличную погоду. Средний Варшавский пруд, Покровский парк. И неприятный кусок в Бирюлево по мрачным улицам и с неочевидным железнодорожным переходом к спасительному Бирюлевскому дендропарку. Через Ореховское кладбище объезжаю несостоявшуюся резиденцию Екатерины II, ныне парк «Царицыно».
В роскошный Царицынский парк велосипедистов не пускают. Можно, конечно, просочиться, поискав лазейки, но я сразу поехала на Нижний Царицынский пруд и потом на Борисовские. Ехать вдоль огромных прудов — удовольствие, сравнимое с детским ощущением от «американских горок».
Я остановилась у Шипиловской плотины, немного облезлой, хоть ее и реставрировали в 2007-м. Она упоминается в писцовых книгах аж 1675 года. На плотине стоит величественная мельница, здесь тихо и пустынно, несмотря на близость шумного Каширского шоссе. После того как все парки в Москве вылизали и благоустроили, у меня появилась ностальгия по легкой облезлости, уносящей в прошлое.
Приятно, что Каширское шоссе можно пересечь внизу моста, двигаясь вдоль пруда. После Борисовских прудов начинается амбициозный Братеевский каскадный парк (он в процессе стройки), там тоже настилы для инвалидов, фонтаны, тренажеры и набережная Москвы-реки. Поездка на велосипеде по набережной — то, ради чего и стоит затевать это путешествие. Проблемы и заботы улетучиваются, вспоминается песенка про «только небо, только ветер, только радость впереди!».
Но все хорошее быстро заканчивается. Набережную пролетаешь мигом, и через улицу Марьинский Парк, которая, к счастью, сплошной сквер с деревянными лежаками и велосипедными дорожками, я прикатила к парку «Кузьминки».
День второй: «Кузьминки» (Люблино) — Останкинская дубрава (Дмитровское шоссе)
«Кузьминки» — гигантский парк с прудами, усадьбами, мостами и деревьями позапрошлого века. Петр I подарил эти земли Григорию Строганову, тот построил себе домик и возвел храм Влахернской иконы Божией Матери. Церковь до сих пор стоит (правда, перестроенная раз пять) и радует обилием стремящихся ввысь колонн. Потом усадьба перешла во владение к Голицыным, и они развернулись: каскад из четырех прудов, новые въездные ворота (на Липовой аллее), отлитые из чугуна на заводе самих Голицыных, конный двор и музыкальный павильон, дом на плотине (мельничный флигель), скотный двор, оранжерея и гроты. На территории усадьбы был разбит французский регулярный парк с 12 аллеями-лучами, соединяющимися в центре. И название у местной реки смешное — Чурилиха. Словом, ехать по этому парку здорово.
Потом идет зеленый Есенинский бульвар, но после сквера имени Героя СССР Федора Полетаева зелень заканчивается на четыре квартала. Зато, если нет с собой бутербродов, можно остановиться где-то в уличном кафе.
После гудящей Северо-Восточной хорды я попадаю в Кусково, где время опять замедляется и на мгновение можно окунуться в XVIII век — зажмуриться и представить, как выходил из своего дворца Петр Шереметев (дворец сохранился) и шагал по строго очерченным аллеям (они тоже сохранились). Велопоездка по «Зеленому кольцу» не предполагает посещения уникального дворцово-паркового ансамбля, а жаль — это единственный парк в Москве, который сохранил свою планировку, украшения и постройки с XVIII века.
После Кусково идет несколько кварталов уличного треша в Новогиреево до симпатичной Терлецкой дубравы с дубами, тишиной и уютными изгибами аллей. И вот Измайловский лесопарк. Едешь себе по тропинкам и дорожкам среди старых деревьев, и тут из-за поворота на тебя нахлобучивается Измайловский кремль на Серебряно-Виноградном пруду — прямо небесный град на берегу озера. Разноцветные терема, лубочные маковки, пряничные домики… наверное, такой русский китч должен быть в Москве для приезжих. С трудом мне удается объехать обширную китайскую группу.
В следующей части маршрута много улиц без зелени, потом я проезжаю симпатичный Детский парк, и начинается прекрасная, с технологичным пешеходным мостом через Черкизовский пруд, но очень короткая (всего 1 км) набережная Шитова.
Народный парк «Янтарная горка» размером примерно с два футбольных поля, но название отличное. И даже ЖК «Богородское» ничего не портит — хорошо, что современные дома стараются сразу же вписать в сквер или парк.
Зеленый, широкий и удобный бульвар Маршала Рокоссовского, переход через Северо-Восточную хорду. Кстати, любые переходы через улицы и проспекты, будь они со светофором, подземные и наземные, очень напрягают, даже несмотря на лифты. Только ты приноровился лететь по зелени, как стоп — и много неприятных телодвижений. Конечно, хорошо, что многие мосты оборудованы лифтами — спуски-подъемы по металлическим лентам на лестницах совсем неудобные, катить велосипед по ним — дикое мучение.
И вот самый огромный лесной массив Москвы — национальный парк «Лосиный остров». Только 27% парка находится в черте города. Вековые ели Лосиного острова рисовал Саврасов, среди них охотился на медведей Иван Грозный. Лосиный остров известен с 1406 года. В 1799 году леса передали в ведомство казны, а первое лесничество было основано в 1842 году и тогда же провели лесоупорядочивание. По его результатам в лесном фонде было отмечено доминирование ели (67%). Со временем ель исчезла, и сейчас в лесу доминируют сосны и березы.
Яузский лесопарк и движение вдоль реки Яузы — это праздник, который километров пять с тобой. Особенно когда встречаешь маркировку «Зеленое кольцо» и понимаешь, что ты на верном пути.
Парк «Сад будущего» расположен на месте бывшей усадьбы Леоново, которая принадлежала князьям Хованским. От старой усадьбы остались декоративный пруд около реки и белокаменная приземистая церковь Ризоположения. Хипстеры любят в этом парке лежать в гамаках или бегать по гравийным дорожкам, все сделано там очень по-модному.
В этом районе последний раз я была в 2000 году, когда среди многокилометрового леса торчала белая тарелка вестибюля метро «Ботанический сад». А теперь это кусок многоэтажного Пекина с садиком «Хуамин», который перенасыщен прудами, камнями и пагодами до приторности.
Леоновская роща перетекает в парк «Останкино», который растворяется в парке ВДНХ. Он в свою очередь перетекает в Главный ботанический сад, Останкинскую дубраву, словом, торжество зелени. И в конце дня я ощущала, будто ехала неделю, а зеленые листья мелькали перед глазами даже ночью во сне.
День третий: Останкинская дубрава (Дмитровское шоссе) — парк 50-летия Октября (ул. Удальцова)
Я поехала в обратном направлении, чтобы на закате оказаться в Серебряном бору. И третий день стал самым веселым — крутить педали стало моей сущностью и не напрягало, как в первый день. Я уже точно знала, что ждет меня на переходах, и не проклинала власти города, я стала немножечко Буддой. Ну и кусок этого маршрута наиболее очевидный, не надо каждый раз останавливаться и сверяться с картой или расспрашивать прохожих, потому что навигация в Москве не везде работает. Но, главное, в этой части пути много воды и практически нет улиц без зелени. Хотя до самого Университетского проспекта — сплошной ремонт тротуаров. Зато потом просторы МГУ, эпический вид на «Лужники», парк «Воробьевы горы» и поездка по набережной Москвы. Везде была сотню раз, но всегда бодрит.
Через диковатую речку Сетунь попадаю в безымянный сквер с аналемматическими солнечными часами. Встала на выложенный мозаикой эллипс в графу «сентябрь» и по своей тени узнала время дня. Два часа.
Через Минскую улицу — все время в гору (может, стоило ехать в обратном направлении?) — попадаю в парк Победы с длинными пологими спусками-подъемами, очень удобными для катания на роликах. Но сейчас они не радуют. Пересекаю оголтелый Кутузовский проспект по красивому мосту и по 2-й Филевской улице добираюсь до Филевского парка, а точнее, сказочного леса с огромными деревьями и деревянными избушками-кафе. И там я тоже заблудилась.
Спуск к Москве-реке в парке очень крутой, и у самой очевидной дорожки стоит знак с надписью, что проезд на велосипедах запрещен. Это полная чушь, потому что дальше спуски еще хуже. Я потом долго колобродила по каким-то оврагам, лужам и заброшенным тропам, вся испачкалась и в результате тащила велосипед на себе уже по вертикальному спуску.
Внизу меня ждала набережная с речными трамвайчиками и капучино. На маршруте в кафе я не заходила, чтобы не терять время — в темноте ехать некомфортно, лучше успеть за световой день. Но после горно-лесных плутаний чашка кофе на фоне реки с видом на беззаботно скользящие кораблики открывала второе дыхание.
А дальше отрезок сплошного кайфа по пешеходным набережным километров десять прямиком до Серебряного бора («наше все»). По дороге только один неприятный обход ЖК «Долина грез» вдоль крутого берега по узкой тропинке через лес. Она проходит по самому краю обрыва, трава цепляется за педали, и там я чуть не свалилась в реку. Но есть и хорошие новости — диковатые и неосвоенные места в Москве еще остались.
Серебряный бор на закате — история про то, как сразу и навсегда полюбить Москву. А Строгинский мост — как тут же перестать ее любить. Я пропустила съезд на мост со стороны парка (он неочевидный) и тащила велосипед на себе по крутой лестнице примерно на третий этаж.
Прогулка по набережной канала имени Москвы (парк «Щукинская набережная»), который притаился за ЖК «Алые паруса», уносит в фильмы 1930-х годов — именно с этого времени набережная не менялась. Я встретила потрясающий объект, который выглядит как колоритная заброшка — шлюз №8. Это однокамерный судоходный шлюз, который вместе со шлюзом №7, находящимся в полутора километрах к северу, входит в состав Тушинского гидроузла.
Парк «Покровское-Стрешнево» уже не воспринимается из-за усталости. Наверняка он хороший, так же как и Головинские пруды. К сожалению, Дендрологический сад им. Р. И. Шредера — часть парка сельскохозяйственной академии им. Тимирязева — я проехала на автопилоте, впечатления зашкаливали. Но ночью подумала, что надо будет как-нибудь вернуться, некоторые парки хочется рассмотреть повнимательнее, а не проскакивать их на скорости 30 км/ч.
За эти три дня я обнаружила, что велосипедной культуры в городе, к сожалению, нет. Специализированных дорожек мало, их логистика хаотична, но даже там, где они есть, они оккупированы мамами с колясками и пенсионерами, а им глубоко наплевать, что у велосипедистов приоритет. Спасибо большое водителям автотранспорта, что меня чудом не раздавили ни на какой из улиц. В этом смысле каждый путешествующий по «Зеленому кольцу Москвы» может считать себя конкистадором велосипедной культуры.
Фото: Kleymenov Valery / Shutterstock, Kapustin Igor / Shutterstock, Ольга Дарфи