Николай Спиридонов

Вот так отреставрировали палаты XVII века у Павелецкого вокзала, которые годами разрушались

1 мин. на чтение

Долгие годы внешний вид палат совсем не соответствовал статусу памятника федерального значения, коим они обладают. Историческое здание выглядело как заброшенный сарай — больно было смотреть.

Восстановить памятник на Кожевнической улице, 22, долго призывали градозащитники. Вот что писал «Архнадзор» шесть лет назад: «Палаты находятся в ужасающем состоянии, а мы ежегодно с размахом проводим исторические фестивали, но свою историю, которая совсем рядом, которая создавалась в столице веками, забываем, просто превращаем в строительный мусор…  Почему органы, которые должны заботиться о сохранении культурного наследия, предпочитают годами судиться вместо того, чтобы спасти погибающий объект, а уже потом отстаивать свою позицию?»

Споры о реставрации объекта ведутся с 2011 года. Работы не начинались так долго потому, что Мосгорнаследие судилось с владельцем — ФГУП «ФТ-центр» о том, кто должен проводить восстановление памятника. Департамент наследия добивался, чтобы реставрацию выполнил собственник. Но работы начались только в 2020 году, после того как у здания появился новый владелец, пишет Mos.ru. Палаты были проданы на аукционе, и вот их купил кто-то, кому наследие небезразлично. Весь процесс восстановления занял четыре года — от разрешения на научные исследования и изыскания до установки водосточных труб в самом конце работ.

Архитектурный облик палат складывался на протяжении XVII–XVIII веков. В начале XVIII века у дома появился второй этаж, потом во дворе был пристроен ризалит — это часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его длину. История о точных владельцах прослеживается в источниках только с 1833 года — в то время палатами владел мещанин Егор Яцкой. В середине XIX века он продал участок семье купцов Варыхановых, которым принадлежало одно из крупнейших кожевенных предприятий Москвы. В 1912 году владельцем стал почетный гражданин Москвы предприниматель Николай Тюляев.

В советские годы на территории палат располагался авторемонтный кузовной завод «Аремкуз», а до 1954-го здание использовалось как жилое. Потом его преобразовали в склад «Аремкуза». Реставрировать палаты хотели еще в середине XX века.

Что будет располагаться под сводами палат, пока неизвестно. Возможно, здание теперь будут использовать под офисы.

Фото: пресс-служба департамента культурного наследия города Москвы

Подписаться: