Изваяние двадцатипятилетнего Достоевского притаилось за углом одноименного книжного магазина на Воздвиженке.
Федор Михайлович не слишком обласкан памятниками. Первый, каменный, поставили в 1918 году на Цветном бульваре — несмотря на реакционные взгляды, писатель оказался в списке деятелей, которым полагались памятники по ленинскому плану монументальной пропаганды. Позже памятник увезли из центра на Божедомку, где Достоевский, как известно, родился.
Следующий раз в Москве скульптурно увековечили классика только в 1997 году, когда возле Ленинки появился монумент работы скульптора Рукавишникова и архитектора Посохина-младшего. Рукавишников вообще лепил Федора Михайловича не однажды, например он ваял дрезденский памятник. Достоевские у Рукавишникова получаются очень задумчивые. По этой причине злые языки окрестили памятник у библиотеки «похмельный Федя».
Теперь неподалеку появилась свежая скульптура. В противовес своему антиподу, стоящему у РГБ, молодой Достоевский прямо смотрит перед собой — не измученный еще ни фальшивой казнью, ни каторгой, ни эпилепсией. Лицо писателя сосредоточено и серьезно — именно в этом возрасте Достоевский решил основательно заняться литературой. Более того, он вот-вот вступит в подпольную организацию петрашевцев-социалистов, из-за которых и угодит под суд. В руках он держит «Бориса Годунова». Памятник установлен на скамейке, можно посидеть рядом с классиком.
Присутствовавший на открытии правнук писателя Алексей Достоевский не скрывал фамильной радости. «Я очень рад, что по числу памятников первопрестольная лидирует, и Федор Михайлович запечатлен здесь в таком замечательном возрасте — возрасте мечтаний», — сказал он.
Действительно, как заметил директор Гослитмузея Дмитрий Бак, плотность скульптурных изображений Достоевского в центре Москвы теперь увеличилась ровно вдвое.
Фото: предоставлено PR-службой книжного магазина «Достоевский»