Систему мониторинга пассажиропотока придумали в Центре организации дорожного движения, на нее планируется потратить 155 млн рублей.
Докопаться до истины попытались СМИ — соответствующие публикации появились сегодня у «Коммерсанта» и «Ведомостей». Ссылаются журналисты на данные портала госзакупок. Вот в чем суть: как следует из документации, в течение полугода на остановках и пешеходных стелах появятся 220 аппаратно-программных комплексов, а также специальный софт, которые через Bluetooth и Wi-Fi будут собирать данные с MAC-адресов смартфонов находящихся рядом людей. Небольшое уточнение: MAC-адрес — это уникальный номер, который присваивается каждому устройству при производстве. Действовать эти комплексы будут в радиусе 50 метров.
На основании собранной информации будут формироваться отчеты по движению каждого конкретного человека за день, неделю, месяц и год. Работать система будет в связке с камерами видеонаблюдения. Данные будут загружаться в единый центр хранения, которым управляет департамент информационных технологий Москвы. Короче говоря, в итоге у властей появятся полноценные карты передвижений горожан, сопровождаемые фотографиями и видеоматериалами.
В самом ЦОДД говорят, что цели устраивать слежку нет (ну само собой, было бы смешно, если бы там заявили обратное). Мол, статистика нужна, чтобы «максимально улучшить качество пешеходных перемещений и работы городского транспорта». Мы, разумеется, сделаем вид, что поверили.
«Узнать подробную информацию о передвижении обладателей мобильных устройств можно через мобильных операторов, но их работа зарегулирована и информацию они дают не с привязкой к конкретной локации, а по крупным квадратам. Новая система, похоже, позволит мэрии самостоятельно, без запросов, узнавать подробную и релевантную информацию о передвижении пешеходов и пассажиров», — отметил в беседе с «Коммерсантом» источник, знакомый с ходом цифровизации хозяйства Москвы. Другой источник при этом добавил, что Wi-Fi и Bluetooth постоянно включены максимум у 30% владельцев смартфонов, что может создать проблемы для властей.
Вообще же сложно не заметить, что тема персональных данных в последнее время вновь становится одной из самых актуальных. В условиях пандемии и сопутствующих ей ограничительных мер она еще и обострилась. Помните же, что московских работодателей обязали перевести 30% сотрудников на удаленку и передавать номера их телефонов, авто и проездных документов? Так вот, сегодня глава департамента информационных технологий Эдуард Лысенко нам поведал, что, внимание, персональными эти данные не являются, так что и защищать их особо не стоит. То есть все равно защитим, конечно, уточнил Лысенко, но так, формальности ради.
«Номера телефонов, регистрационные номера транспортного средства, номера проездных документов сами по себе, без привязки их к конкретному лицу, не являются охраняемой законом информацией. И поскольку предоставляемая работодателем информация не позволяет определить конкретное физическое лицо, передача такой информации не противоречит федеральному закону о персональных данных», — приводит высказывание Лысенко ТАСС.
Словом, если вы по какой-то причине рассчитывали не попасть под пристальный взор наблюдателей, можете расслабиться — попадете все равно, слишком богатый у противоположной стороны арсенал.