За первые полгода российские кинотеатры заработали 23,9 млрд рублей — на 64% больше, чем год назад
Рекордную кассу помогли собрать «Чебурашка» и нелегальные показы голливудских кинопремьер. А географически около четверти всех сборов за первое полугодие обеспечили кинотеатры Москвы и Московской области — 3,8 млрд и 2 млрд рублей соответственно.
Как отмечает РБК, показатель по сборам кинотеатров стал лучшим еще и после допандемийного 2019 года: тогда российский прокат по итогам первых шести месяцев заработал 28,7 млрд рублей. Больше четверти кассы в этом году обеспечил отечественный хит «Чебурашка», собравший 6,8 млрд.
Свою лепту внесли и голливудские блокбастеры. Несмотря на отказ большинства западных киностудий выпускать свои премьеры в России, зрителям все же удается посмотреть новинки (причем как полагается — в дубляже и высоком качестве). Это стало возможным благодаря так называемому предсеансному обслуживанию: перед показом какой-либо отечественной короткометражки демонстрируется американская лента. Эту практику ввели в 2022 году (кризисном для индустрии), в итоге к началу 2023-го она стала массовой. Такой теневой прокат обеспечил треть кассовых сборов российских кинотеатров в первом полугодии, констатирует глава объединенной киносети «Формула Кино» и «Синема Парк» Алексей Васясин.
Правда, пока реальный заработок таких новых картин, как «Аватар: Путь воды», «Человек-паук: Паутина вселенных» или «Братья Супер Марио в кино», неизвестен, поскольку карточек этих фильмов нет в Единой автоматизированной информационной системе Фонда кино. Однако в любом случае данные о продажах билетов на короткометражки, которые показывают перед блокбастерами, в Фонд кино передаются (хотя по факту мало кто до них досиживает).
Интересно, что если считать не сборы, а количество посетителей, то показатели первых шести месяцев 2023 года все же уступают аналогичному периоду 2021-го, пусть и незначительно: фильмы в российском кинопрокате за этот период посмотрели 75,8 млн человек против 80,4 млн два года назад. Хотя это значительно лучше, чем за первые полгода 2022-го: тогда зрителей было всего 49,8 млн. В допандемийном 2019-м число посетителей за январь — июнь превышало 113 млн.
Фото: shutterstock.com