Даже коренной москвич не знает всех тайных уголков столицы. Казалось бы, сто раз здесь проходил, а голову поднял — и, оказывается, никогда не замечал этого балкончика, единственного на весь дом сталинской эпохи.
«Музей мертвых кукол» — с удивлением прочитала я вывеску перед аркой на Малой Молчановке. Через решетку чугунных ворот видно, что по двум сторонам арки стоят лысые головы манекенов, а справа на стене нарисованы огромные портреты Джокера и Аннабель.
Оказывается, с недавнего времени в столице существует единственный в мире Музей мертвых кукол. Есть такие мастера, которые с наслаждением из красивых кукол делают страшных, пугающих. Это особое искусство. И у него, как оказалось, много ценителей.
Шесть лет назад предприниматель Михаил Ветцель вдруг подумал: «А почему у меня дома нет ничего жуткого?» И решил начать именно со страшных кукол, которых до этого видел только в кино.
Выбирая название между Музеем страшных кукол и Музеем мертвых кукол, бизнесмен отдал предпочтение последнему, чтобы отпугнуть неподготовленную часть посетителей, которая не интересуется жанром ужаса.
— Музей мертвых кукол — мой первый крупный проект, — говорит Ветцель. — Я — предприниматель, если речь идет о заработке, но в широком смысле слова меня можно было бы назвать художником, хотя я не люблю это слово из-за его романтического окраса. Я люблю жанр ужасов. Больше всего — в кино. Потихоньку продвигаясь вглубь истории развития жанра в кино, я дошел до 1930-х годов. Примерно через два года уже не останется значимых фильмов ужасов, которые я не смотрел, и мне придется начать смотреть их по второму разу уже с целью более глубокого анализа. Хоррор — самый бунтарский и самый физиологичный жанр, он изучает природу всех разновидностей физического и нравственного страдания, у подготовленного зрителя он вызывает яркий и выраженный катарсис. Кроме того, темное искусство абсорбирует стресс и другие негативные переживания, позволяет авторам и аудитории легче переживать тяжелый опыт, подготавливает человека к экстремальным вызовам этого мира.
За полтора года, которые существует музей, выяснилось, что взгляды Михаила разделяют многие. Недостатка в посетителях нет, хотя билет стоит недешево — 600 руб.
— Посетителей приходит много. Если говорить о выходных днях, то я бы даже сказал, что слишком много. Музей создавался не для заработка, что, судя по всему, сумели прочувствовать многие наши гости. Есть даже посетители, которые приходят в музей по несколько раз.
Здесь около 380 кукол, но есть еще «кукольный и околокукольный реквизит». При помощи него каждая кукла находится в определенной обстановке, соответствующей ее истории, некоторые истории создатель музея придумал сам. Посетители гуляют по музею в кромешной тьме с фонариками и слушают истории с аудиогидом. Экспозиция постоянно пополняется. Музей еще очень молод, считает Михаил и добавляет, что ему потребуется еще года три, чтобы приблизиться к условному идеалу. Он уже установил деловые связи со всеми мастерами, профессионально занимающимися именно жуткими куклами.
Как коллекционеры обычных кукол относятся к вам, к музею? Общаетесь между собой?
Мы общались только раз — на Международном салоне авторских кукол в 2020 году. Это мероприятие проходило спустя месяц после открытия Музея мертвых кукол. Тогда многим кукольникам казалось, что мой проект обречен на неудачу в силу своей мрачной специфики. Честно говоря, на мой энтузиазм это никак не повлияло. Любой предприниматель знает, что успех его детища зависит от степени одержимости, с которой он готов вкалывать. Прозвучит самовлюбленно, но у перфекционистов редко случаются крупные провалы. Отношение же со стороны по-настоящему серьезных коллекционеров снобистское, но я не в обиде.
Самый дорогой экспонат музея?
Такого нет. Есть порядка десятка кукол, которые обошлись мне в 70−80 тыс. руб.
А самый ценный для вас?
Любимых кукол около тридцати, примерно десять из них для меня практически бесценны — Эмма, Мстислав, Ингрид, Артем, мистер Панч, Соня, Виктория, Офелия, Форест и Бриджит.
Какой вопрос чаще всего вам задают в связи с вашим увлечением?
Их три. Это вопрос о том, как у меня появилась идея открыть музей, посвященный жутким куклам. Еще: почему я решил посвятить всего себя тому, что обыкновенно является просто хобби. И глупый вопрос о том, сталкивался ли я с чем-то паранормальным или мистическим. Ответ: нет.
Почему люди так боятся страшных кукол? И действительно ли они страшны?
Конечно, наш музей подходит для посещения далеко не каждому. Людям, которые не знакомы с хоррор-культурой, у нас делать нечего. Иногда они забредают к нам, но их хватает на 30−60 секунд, после чего они побледневшие выходят из зала, получают назад деньги за билеты и с облегчением покидают наш мрачный кукольный приют.
Страх, как и красота, в глазах смотрящего. Для меня и работниц музея наши куклы красивы.
Вы находите в них определенное очарование?
Разумеется. Чем лучше разбираешься в искусстве, созданном с целью оттолкнуть или даже шокировать зрителя, тем больше тонкостей и нюансов в таком творчестве ты в состоянии заметить. Жуткие куклы нравятся тем, кто чувствует и понимает, что «безобразное» — это лишь эстетическая категория, которая противоположна «прекрасному», а вместе они — равноудалены от нормальности и обыденности реального мира.
Кто охраняет ночью ваш музей? Они не рассказывают страшных историй?
Мы делим двор с Верховным судом Российской Федерации. Потенциальному злоумышленнику уготован суровый приговор, который будет немедленно приведен в исполнение самыми кровожадными из наших кукол.
Не планируете развивать тему? Может быть, открыть кафе мертвых кукол или отель?
Кафе и отель — это бизнес ради денег. Мне это представляется очень скучным занятием. Но сразу после окончания текущего проекта я открою еще один музей мертвых кукол, но уже за пределами России.
Фото: Даниил Привезенцев, vk.com/deaddollsmuseum