Сергей Камский

Зависть москвича: в Барселоне открылся музей запрещенного искусства

1 мин. на чтение

В этом музее можно было бы сразу открывать отдел советской неофициальной живописи, выставлять, к примеру, авторов Бульдозерной выставки 1974 года — Оскара Рабина, Владимира Немухина и многих других, чьи произведения отвергались, уничтожались или цензурировались. А сколько запрещенки породили 2000-е, чего стоила выставка «Осторожно, религия!». В общем, есть что показать.

В барселонском музее российских имен нет, зато есть другие — Франсиско Гойя, Густав Климт, Дэвид Войнарович, Ай Вэйвэй, Таня Бругера, Бэнкси и другие. Коллекционер и журналист Тачо Бенет отобрал только скандальные работы этих авторов, которые запрещали или цензурировали. По его словам, это первый в мире музей, посвященный искусству, которое подверглось цензуре. Сейчас коллекция насчитывает больше 200 работ.

Много работ, связанных с политическим контекстом, например рисунки заключенных тайной тюрьмы США в Гуантанамо. Они уже выставлялись на обозрение в 2017 году — тогда это вызвало широкий общественный резонанс, а власти США постановили, что произведения заключенных будут уничтожаться. Разумеется, есть и работы провокационного плана на тему религии, как, например, работа Леона Феррари с Христом, распятым на истребителе. В 1965 году аргентинский музей отказался взять работу Феррари на выставку, посчитав, что она вызовет нападки со стороны католиков. Или портреты Мао Энди Уорхола, которые запретили показывать в КНР на выставке в 2012 году.

Энди Уорхол, «Мао», 1972
Бэнкси, «Улыбающийся полицейский», 2003

Сам музей находится в доме Гаррига-Ногес, построенном в 1902–1905 годах, в самый расцвет стиля модерн. По мнению Бенета, попадая в музей, скандальные работы смягчаются и позволяют посетителю посмотреть на феномен запретов со стороны.

«Я думаю, что впечатления, которые испытает публика, заключаются в том, что некоторые работы могут вызвать у них определенный дискомфорт, если рассматривать их по отдельности, но когда они увидят их вместе, уровень скандальности сильно снизится», — приводит слова Тачо Бенета телеграм-канал «Кровавая барыня».

Фото наверху: Уильям Кляйн, «Antonia + Simone + Barber Shop», Нью-Йорк, 1962

Подписаться: