Пока москвичи с каждым днем все больше бесятся от лихачей на самокатах, Благовещенск совершил радикальный шаг, став первым российским городом, полностью их запретившим.
С 14 июля здесь нельзя не только арендовать, но и передвигаться на средствах индивидуальной мобильности (СИМ, то есть моноколеса, сигвеи, электроскейтборды и т. д., включая самокаты). Запрет ввели в соответствии с законом о штрафах за несоблюдение правил эксплуатации СИМ, который в конце июня приняло Заксобрание Амурской области, рассказал мэр Благовещенска Олег Имамеев.
По словам мэра, власти города «шли к этому шагу постепенно», пытаясь выстроить диалог с операторами электросамокатов. «Но ничего не вышло», — констатирует он. Сначала, как и во многих других российских городах, передвижение на самокатах было ограничено только в центре, но в результате «проблема хаотичного движения» переместилась в другие районы города. «К сожалению, подавляющее большинство воспринимает эти устройства не как средство передвижения, а как игрушку, игнорируя правила безопасности. Сегодняшний запрет — вынужденная, но необходимая мера», — сообщил мэр Благовещенска.
Теперь будут штрафовать на суммы от 2–3 тыс. рублей для граждан и до 100 тыс. для юрлиц, размещающих СИМ. Однако автоюрист Александр Шумский в своем телеграм-канале подчеркивает, что решение мэра неправомерно, так как региональный закон не может регулировать движение по дорогам в обход ПДД. «Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях правил и не противоречить им, — цитирует он общие положения ПДД в посте и обращается к депутатам: — Попросим депутатов Госдумы направить запрос в Генеральную прокуратуру с проверкой действий благовещенских властей!»
В Москве тем временем власти транслируют положительную динамику поведения самокатчиков «за рулем» — за первое полугодие 2025 года число ДТП с участием СИМ, по информации заммэра Москвы Максима Ликсутова, снизилось на 60%, аварий с пострадавшими детьми — на 50%. Эти цифры подаются как доказательство эффективности модели мягкого регулирования — в городе внедряют больше медленных зон с ограничением скорости до 5–15 км/ч и ставят ночной запрет на использование СИМ в центре. Совсем их движение на тротуарах запрещать не будут, «это может привести к росту ДТП на дорогах, а контролировать соблюдение запрета почти невозможно», говорят в дептрансе.
Тем временем телеграм-канал «Новости Москвы» провел свой опрос, благодаря которому выяснилось, что около 60% москвичей (в опросе участвовали 160 тыс. пользователей на момент публикации) высказались за полный запрет самокатов, несмотря на принимаемые властями меры. Даже при снижении аварийности сам факт появления скоростного транспорта на тротуарах, воспринимаемых как зона безопасности, у москвичей вызывает не меньшее беспокойство, чем у жителей Благовещенска.
Фото: Aleksei Ignatov/Shutterstock.com