Акция посвящена 80-летию со дня рождения одного из пяти русских писателей, получавших Нобелевскую премию по литературе. Правда, 80 Бродскому бы исполнилось еще 24 мая, но ничего, можно и немножко опоздать.
Фреску сделали художники Никас Сафронов и Олег Лукьянов. Как отметили представители Ботанического сада МГУ, таким образом творцы решили помочь «Аптекарском огороду», оказавшемуся в трудном финансовом положении из-за вызванного пандемией коронавируса трехмесячного простоя. Образ поэта, надеются организаторы, позволит привлечь множество посетителей, от количества которых, в общем-то, и зависит содержание сада.
Сам портрет Бродского нарисовал Сафронов, а Лукьянову принадлежит уникальная технология урбанфреска, позволяющая перенести на стену любой живописный или фотографический объект. Изображение поместили на так называемый Белый домик, где находится лаборатория микроклонального размножения растений.
«Иосиф Бродский выбран для фрески в саду не случайно — жизнестойкость некогда гонимого творца всем нам служит примером в трудные времена, его поэтические строки волнуют душу ожиданием перемен к лучшему», — заметил директор «Аптекарского огорода» Алексей Ретеюм. Торжественная премьера запланирована на 18.00.
Чем больше Бродского в Москве, тем, конечно, лучше. Но все же странно, как в официальных речах упомянутая «гонимость» поэта постоянно отделяется по смыслу от образа тех, кто его гнал. Видимо, так как для многих граждан советское государство все еще остается золотым символом всепобедительного прошлого, где жизнь была куда лучше (и никакого коронавируса, кстати), нынешние спикеры все время как-то обходят стороной подробности биографии писателя. А ведь Бродский в итоге так и не вернулся, даже когда стало можно. Даже когда звали. Хотя и писал, что «бросил страну, что его вскормила», но затем все же добавлял: «Из забывших меня можно составить город».
Но нынешняя Москва все же помнит, пусть и проявляется эта память порой в избыточной и чуть ли не агрессивной форме. К фреске это не относится, место выбрано хорошо. «И двадцати пяти от роду, пою на полпути в природу». А где растения, там продолжается жизнь, в том числе и жизнь образа.
Фото: пресс-служба «Аптекарского огорода»