«Зумер» обошел «выгорание» и «ред-флаг» в гонке за звание слова года
В топ-5 по версии портала «Грамота.ру» вошли также «промпт» и «пупупу». Всего шорт-лист состоял из 12 слов, а победителя выбирали 469 филологов из 23 организаций 20 городов.
В итоге «зумер» набрал 42% голосов, «выгорание», «ред-флаг» и «промпт» — 38%, 37% и 36% соответственно. На пятом месте оказалось «пупупу» с результатом 29%. Далее идут «брейнрот» (21%), «имба» (18%), «сигма» (17%) и «проявленность» (10%). На последнем месте «лимб» с результатом 2%.
Под зумерами, как правило, подразумеваются представители поколения Z, родившиеся в период с конца 1990-х до 2010-х, хотя в определении временного диапазона возможны варианты: американский Pew Research Center называет зумерами людей, которые появились на свет с 1997 по 2012 год, некоторые российские исследователи говорят о 2003–2015 годах, а теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува и вовсе указывает на период с 2005-го по 2025-й.
В общепринятом смысле это поколение, которое выросло в эпоху бурного развития цифровых технологий и обладает в связи с этим определенными особенностями, спектр которых, впрочем, такой же необъятный и неопределенный, как и временные рамки. Причины появления слова в топе рейтинга очевидны: в последние годы понятие взяли на вооружение СМИ и телеграм-каналы, вплетая зумеров в любой зарождающийся тренд или модное явление, будь то лабубу, микропенсии, дуркинг, кидкор (или, напротив, бабушкакор).
Под активным использованием термина кроется самая обычная попытка старшего поколения понять молодежь, отмечает заведующая отделом лексикографии современного русского языка Института лингвистических исследований РАН Марина Приемышева.
«Мы наблюдаем рефлексию общества, попытки понять поколенческие черты, поэтому слово “зумер” связано с целым рядом новых слов и понятий. Кажется, нас зацепило не столько слово, сколько явление», — говорит эксперт.
Теперь наблюдается новая тенденция: все пытаются проанализировать, почему слово так прочно вошло в обиход и сколько еще зумерам будут приписывать все, что только можно.

