, 1 мин. на чтение

Александр Шмельков: Археология коллективного бессознательного

Александр Шмельков родился в 1979 году в Волгограде. Живет и работает в Нюрнберге, Германия. Художник, работающий с фотографией, видео и инсталляцией. В сферу интересов входят феномены коллективной памяти, идентичности и сознания.

С 2018 года входит в арт-группу «А4-16». В 2016–2018 годах учился в Британской высшей школе дизайна, фотография и видео-арт. Окончил в 2005 году Волгоградский государственный университет. Кандидат социологических наук. В составе арт-группы «А4-16» принял участие в нескольких выставках параллельной программы Московской международной биеннале молодого искусства. Участвовал в крупных выставочных проектах в Будапеште, Праге, Кракове, Братиславе. В Москве выставлялся в Центре фотографии им. Братьев Люмьер и галерее «Пересветов переулок».

Малые архитектурные формы стали предметом пристального изучения фотографа Александра Шмелькова, и серия получила название «Археология коллективного бессознательного». Серия не имеет четких временных и территориальных рамок, за счет чего постоянно пополняется. Автор определяет границы своего проекта наличием артефактов в публичных пространствах, местах коллективного взаимодействия.

Исследования ЖКХ-арта в той или иной форме — признание идентичности этого явления в сфере малых архитектурных форм, явления сугубо российского и от этого не менее ценного. Исследователь Полина Соколова, московский дизайнер, выпускница НИУ ВШЭ, выпустила книгу «Как воспринимать ЖКХ-арт?», а историк уличного искусства Антон Польский посвящает ЖКХ-арту лекции в рамках своих занятий со студентами. Создатели сообщества «ЖЭК-арт» в соцсети «ВКонтакте» регулярно пополняют фотогалереи новыми и новыми открытиями, а интернет кишит советами «как сделать качели из покрышки». Между тем экологи отмечают, что вместо того, чтобы давать вторую жизнь старым покрышкам, лучше сдать их в переработку,  так как при изнашивании они выделяют высокотоксичную пыль, вдыхание которой способствует развитию раковых заболеваний.

Археология коллективного бессознательного

Фотографии, цифровая печать. 2017