В семье Олега Ковалева (Иван Охлобыстин) случилось несчастье: во время родов у ребенка возникла асфиксия, а некоторое время спустя врачи поставили диагноз — детский церебральный паралич.
Суровый работяга Ковалев, служащий на сталелитейном заводе, вняв рекомендации врача, решает поставить сына Сашу на ноги и начинает обращаться с ним, как с обычным мальчиком, игнорируя боль и слезы.
Жена (Виктория Соловьева) пытается уберечь чадо от отцовской жесткости, но ударник соцтруда непримирим. Способ закалки имени Николая Островского, выбранный Ковалевым, дает свои плоды — мальчик вырастает в целеустремленного красавца (Риналь Мухаметов), который, правда, отца ненавидит.
У проекта «Временные трудности», задуманного продюсером Георгием Малковым, долгая история. В основе сюжета — история бизнес-тренера Аркадия Цукера, которую он поведал на одном из своих выступлений. В какой-то момент главную роль должен был сыграть Константин Хабенский, потом сценарий несколько раз переписали, и вот наконец фильм добрался до проката. Премьера состоялась летом на фестивале «Кинотавр», где «Временные трудности» спровоцировали настоящий скандал. Собравшиеся на пресс-конференции журналисты в основном спрашивали, как авторам фильма не стыдно воспевать деятельность садиста, и чуть ли не обвиняли в фашизме. Есть подозрение, что без такого бурного всплеска негодования (круги от которого, впрочем, не слишком выходят за пределы профессионального сообщества) фильм вполне мог пройти ниже радаров большинства зрителей. Теперь же, когда «Временные трудности» выходят в широкий прокат, интересно будет увидеть, спровоцирует ли он действительно общественную дискуссию о морали и нравственности.
Пока же кажется, что причиной возмущения стал не сам фильм, а особенности оптики, которой пользуются посетители российских и мировых киносмотров. Фестивальная программа априори должна выражать некий срез социокультурной мысли, формировать повестку и говорить о животрепещущих проблемах, пусть и эзоповым языком. В то же время в программе «Кинотавра» традиционно есть один-два фильма, предназначенных не просто не для широкого зрителя, а и вовсе не для широкого экрана. Иногда такие небольшие, традиционно снятые картины выстреливают, как это случилось год назад с «Аритмией» Бориса Хлебникова, изначально задуманной как телемувик. Чаще же самый большой интерес подобные произведения вызывают именно у фестивальной публики, а потом спокойно продолжают жизнь в вечерних эфирах федеральных каналов.
Та же участь, кажется, ждет и «Временные трудности» (в прокате с 13 сентября). Это технически складное, слабовато написанное, но все же не откровенно плохое кино. В нем есть сюжет, способный занять зрителя на скромные полтора часа хронометража. Есть яркий герой — среди последних ролей Охлобыстина эта едва ли не лучшая. Есть и острая проблема, однако авторы идут по пути наименьшего сопротивления и вообще никак не расставляют акценты и не пытаются в ней разобраться, а уж тем более найти решение. По сути, «Временные трудности» похожи на ортодоксальные экранизации русской классики. Это не более чем иллюстрация к рассказу прототипа, слушать который, очевидно, менее интересно, чем наблюдать за тем, как перипетии его судьбы разыгрываются хорошими артистами. И если уж предъявлять тут претензии, то скорее к тому, что авторы фильма оказались слишком робкими, чтобы обозначить по этому вопросу свою позицию. Именно это, в общем, и попытались сделать за них возмущенные журналисты на «Кинотавре», но — тщетно.
Фото: «Централ Партнершип»