Юный танкист Коля Ивушкин (Александр Петров) обладает редким сочетанием душевной открытости и способности по необходимости подобрать для экипажа нужное крепкое словцо.
И то и другое оказывается кстати под Москвой, где боевая машина под руководством Ивушкина вступает в неравный и относительно успешный бой с танковой ротой немецкого офицера Клауса Ягера (Винценц Кифер), который обладает такими же, как у тезки Коли, ледяными глазами. Относительность же успеха в том, что почти все красноармейцы геройски гибнут, но добиваются цели. Раненый Ивушкин отправляется в концлагерь, где получает от выжившего Ягера предложение снова залезть в родную «тридцатьчетверку» и стать живой мишенью для учений немецких «Пантер». Придя в себя, сбрив бороду и обнаружив среди военнопленных единомышленников (в числе которых выживший товарищ белорус Василенок и переводчица Аня), Ивушкин решается на отчаянный прорыв к границе Чехословакии.
Есть какая-то особая кармическая ирония в том, что режиссер Алексей Сидоров второй раз в жизни заступает на пост, до этого занятый его коллегой Антоном Мегердичевым. В прошлый раз это случилось, когда Сидоров вернулся делать третью часть «Боя с тенью» после заваленного Мегердичевым сиквела первого фильма. В этот раз автор «Бригады» взялся за новогодний прокат — через год после того, как его взял штурмом Мегердичев с «Движением вверх».
Задача перед Сидоровым стоит, прямо скажем, непростая. Всего-навсего четвертый авторский проект постановщика (после «Бригады» и двух «Боев») сделан в надоевшем жанре военного эпика, который к тому же выходит почему-то на Новый год (1 января), сдвинув в прокате достойные иностранные ленты вроде, скажем, «Зеленой книги». Впрочем, еще по сериалу про Сашу Белого было ясно, что этот режиссер легких путей не ищет.
Сюжет «Т-34» собран из нескольких частей. Начинается все с реального эпизода периода битвы за Москву, заканчивается — действительно имевшей место героической историей, которая в свое время легла в основу фильма «Жаворонок» 1964 года. Собственно, погруженные в контекст российского кино зрители и ждали от Сидорова именно ремейка «Жаворонка» — экспрессионистского оттепельного военного фильма, который в 1965-м участвовал в каннском конкурсе. Но не тут-то было.
Уже по первым кадрам становится ясно, что у фильма принципиально иной тон — отличный как от советского кино, так и от того, что российские кинематографисты предлагали нам несколько лет на 9 Мая. В «Т-34» нет ревизий прошлого, вообще нет идеологии и криков «За Сталина!». Это предельно деидеологизированное кино, сосредоточенное на действии, приключенческий боевик, а не военная драма.
Другое дело, что от Сидорова все-таки ждешь чего-то еще. Ясно, что самоубийственный (хоть и счастливый по итогу) прорыв Ивушкина со товарищи — последний в их жизни: сегодня всем известно, как в СССР поступали с военнопленными. Лагерный двор — не самая праздничная, прямо скажем, локация — тоже как-то изрядно залит солнечным светом. Танковые бои, основным приемом в которых является замедленный полет снаряда, тоже больше напоминают комикс. Однако, как и в предыдущих картинах, Сидоров вкладывает в происходящее несколько больше, чем просто приключенческий сюжет. С одной стороны, здесь прекрасный актерский ансамбль, каждый из членов которого знает о своем герое явно больше, чем может показать в тисках законов жанра. С другой — поверх совершенно мейнстримового боевика (как в лучших образцах жанра) написана история не столько о войне как таковой, сколько о мужском соперничестве, продиктованном инстинктами — не случайно ведь противников даже зовут одинаково. Да и в конце концов на здешние танковые дуэли смотреть, признаемся, интереснее, чем на замедленный баскетбол «Движения вверх».
В общем, если вы сомневаетесь, не разрушит ли «Т-34» новогоднего настроения — не сомневайтесь, не разрушит. Есть ведь на свете и такая вещь, как воспетое поэтом упоение в бою. Другое дело, что не хотелось бы, чтоб военное кино в итоге стало доброй новогодней традицией наряду с оливье и «Иронией судьбы».
Фото: Централ Партнершип