Марго Ким не вернулась с вечеринки. У подростков бывает. Но когда дочь не приходит и поутру, отец-одиночка Дэвид (Джон Чо), все еще до конца не переживший смерть жены, начинает потихоньку беспокоиться.
Пара звонков, понимание, что не знает никого из дочкиных друзей, взлом компьютера и — глубокое погружение в совершенно незнакомую, как выясняется, жизнь родного человека из соседней комнаты. Когда станет понятно, что все действительно серьезно, Дэвид обратится за помощью к «детективу-филантропу» (Дебра Мессинг), которая проявит в этом деле несколько настораживающее рвение.
Про запуск линейки десктоп-фильмов Тимур Бекмамбетов заявил еще три года назад, когда вышел первый из них — хоррор Лео Габриадзе «Убрать из друзей», ставший в 2015-м кассовым феноменом. Тогда речь шла про ромком, триллер и, кажется, адаптацию «Сирано де Бержерака». Однако работа затянулась, и неизвестно, что стало тому виной — провал «Бен-Гура» или работа над очередными «Ёлками». Как бы то ни было, премьера «Поиска» состоялась на фестивале Сандэнс и вернула Бекмамбетову утраченные было позиции: фильм стал хитом фестиваля и получил зеленый свет для мирового проката. Собственно, 27 сентября фильм выходит в России уже после западных премьер, и его успех у критики и зрителей уже можно уверенно констатировать.
По сравнению с «Убрать из друзей» это действительно большой шаг вперед. Там был относительно низкобюджетный эксперимент, в котором действие в основном разворачивалось в скайпе. Здесь же невооруженным глазом виден размах. Несмотря на то что действие толком не уходит с экранов гаджетов, на них показывают новостные сюжеты о поисках в горах и другие явно постановочные сцены. Таким образом, речь идет уже не о бюджетных возможностях новых технологий, а куда больше — о возможностях нового жанра в воздействии на зрителя.
И все это действительно здорово работает. Набор текста сообщения в мессенджере на крупном плане избавляет авторов от необходимости в пошловатом «внутреннем голосе» или проговаривании более или менее очевидных мотиваций третьими лицами. Пресловутый внутренний мир, рефлексия героя здесь буквально как на ладони. Кроме того, десктоп, как выясняется, куда более комфортный способ залезть герою в голову, чем небезопасный для вестибулярного аппарата «вид от первого лица», как в «Хардкоре» Ильи Найшуллера, спродюсированном тем же Бекмамбетовым.
Иными словами, «Поиск» отлично работает как триллер в духе дебюта Бена Аффлека «Прощай, детка, прощай», это очевидная удача. «Бен-Гур» проявил сомнения в том, что режиссер умеет работать с эпосом, но вот в его способности видеть большое в малом сомнений не было еще со времен низкобюджетного пеплума «Гладиатрикс».
Другое дело, что мы еще ни разу не упомянули режиссера картины — дебютанта Аниша Чаганти. И связано это с тем, что всякий более или менее въедливый зритель моментально считает фирменные черты бекмамбетовского стиля, несмотря на его формальное отсутствие в режиссерском кресле или за сценарным столом. При всех достоинствах «Поиску», как и другим последним работам Тимура Нуруахитовича не хватает какого-то свободного дыхания. Из лихо закрученной истории ржавой, но надежной арматурой торчит классическая трехактная структура, причем между актами для пущей наглядности сделаны специальные перерывы в действии, во время которых при желании можно выйти покурить.
Все это, разумеется, придирки, которых не заметит большинство зрителей — особенно, если у них у самих есть дети-подростки. Однако кажется все же, что такие вещи работают на уровне интуиции: сложно всерьез пережить катарсис, когда к неизбежной победе добра тебя мало того что подводят за руку, так еще для верности тычут в нее носом.
Фото: Sony Pictures Releasing