Мужчина в самом расцвете сил Жак Пора (Жан Дюжарден) считает, что если ты дожил до седых волос, но не обзавелся ослепительно-белым банным халатом, то значит, что-то давным-давно пошло не так.
Эта максима обеспечивает самому Жаку веру в себя и надежду на завтрашний день, потому как больше для этого нет никаких оснований — пара тапочек и действительно образцовый халат являются единственным имуществом героя. И вот однажды, облачившись в этот самый халат, он приходит к своей тоже уже сильно немолодой сестре, которая работает в благотворительной организации «Эммаус», помогающей с трудоустройством бомжам. Приходит Жак не только с пустыми руками, но и с амбициозным планом по производству дешевых пластических операций в Румынии. Эта новаторская бизнес-модель, по идее, должна сделать мужчину новым Биллом Гейтсом, то есть, в его представлении, дать возможность много зарабатывать и ничего не делать.
Обладатель премии «Оскар» за роль в «Артисте» Жан Дюжарден крайне востребован — каждый год на экран разной широты выходит в среднем от трех до пяти фильмов с его участием. То, что актер не пытается выстроить себе идеальную фильмографию, можно считать скорее достоинством — благодаря звездной физиономии у него есть возможность обратить внимание зрителей по всему миру на проекты скромные, но любопытные. Именно таким получился и «Мне по кайфу!» — фильм, который точно не станет хитом (и уже не стал им в родной Франции), но при этом по-своему очень симпатичный.
Авторами фильма стал дуэт Бенуа Делепина и Гюстава Керверна, которые придумали остроумный, а главное — актуальный для нашего времени сюжет. По сути «Мне по кайфу!» — настоящая антикризисная комедия, аккуратно собравшая все фобии и фрустрации современного человека, от жизни за чертой бедности до дикости множащихся бизнес-моделей. Упакованы все эти невеселые мысли тоже с выдумкой. Это и авантюрная комедия с по-человечески неприятным, но обаятельным героем, и сатира на жуликоватых «эффективных менеджеров» (очевидно, их нашествие переживаем который год не только мы с вами), и примирительная элегия, способная подсластить пилюлю социальной критики и оставить зрителя в хорошем настроении на финальных титрах.
Главная и единственная проблема тут состоит, увы, в том, чтобы до этих самых титров добраться. Делепин и Керверн — люди, явно обладающие правильным сочетанием остроумия и язвительности, чтобы складно говорить на заданную тему, но им не хватает элементарного мастерства. Они слишком увлекаются первым актом, в котором герой набирает клиентскую базу, и до феерического трипа в Румынию в заключительной трети фильма можно и не дотерпеть. Впрочем, на эту задачу все же срабатывают несколько факторов. Во-первых, как это часто водится за французскими комедиями, история предприимчивого на словах, но ленивого на деле героя отлично ложится на русское мировосприятие. Мы, с нашим нутряным фатализмом и взращенной с детства верой в работника Балду, говорящую щуку и самоходную печь, таких героев любим, и в русской версии «Мне по кайфу!» (в кинотеатрах с 6 декабря) как раз вполне может стать прокатным хитом. Во-вторых, Жан Дюжарден — актер не просто талантливый, но по-настоящему большой, способный заполнить своим обаянием экранное пространство и удержать внимание даже в почти безнадежных с точки зрения увлекательности эпизодах.
Иными словами, смело идите в кино, если вас, конечно, не пугают почти демонстративная неспешность действия, язвительные шутки про кризис (в широком смысле) и сцена, в которой два героя плюют друг другу в рот, изображая распасовку футболистов.
Фото: «Ракета Релизинг»