Изабель Аджани и Венсан Кассель спасают «Мир принадлежит тебе» от полного провала
В кинотеатрах с 13 сентября идет «Мир принадлежит тебе» — второй полный метр одного из лучших клипмейкеров современности Ромена Гавраса с Изабель Аджани и Венсаном Касселем.
Одутловатый Фарес (Карим Леклу) не хочет быть бандитом, но голос крови и грехи отцов не обманешь. Вернее, тут речь идет о матриархальных связях — папаша юноши давно куда-то канул, зато его опекает мать (Изабель Аджани), которую по-прежнему развлекают бесшабашные мошеннические схемы. Кроме того, вокруг ошивается ее бывший любовник (Венсан Кассель) — куда менее удачливый и вообще довольно задумчивый, но все же бандит. Вместе этой компании (при участии еще нескольких второстепенных персонажей) предстоит провернуть «одно последнее дело», чтобы заработать достаточно денег для сбычи заветных мечт: Фарес, например, мечтает о доме на Лазурке и собственном фургончике с мороженым.
Это не первый случай, когда карьерная траектория приводит успешного клипмейкера в настоящие кинорежиссеры. В случае с Роменом Гаврасом этот сюжет тем более рифмуется с судьбой его нового героя, поскольку его отец — легендарный мастер политического триллера, дважды оскаровский лауреат Коста-Гаврас. Собственно, клипами Ромен занимался, кажется, как раз для того, чтобы вырваться из-под груза массивной отцовской тени и выработать собственный стиль. Однако вот уже на втором полном метре Гавраса-младшего преследуют одни и те же проблемы, к решению которых он, судя по всему, пока даже не пытался приблизиться.
На уровне идеи «Мир принадлежит тебе» выглядел примером одного из лучших жанров массового кино — бодрым и легким фильмом про аферистов, которые обводят всех вокруг пальца, попутно потешно переругиваясь меж собой. На деле «Мир» беспорядочно штормит между разными эстетиками. С одной стороны, Гаврас хочет вызвать сочувствие к своим недотепистым героям. Для этого он насыщает картину абсолютно лишними драматическими эпизодами, демонстрирующими томление их глуповатого духа. С другой стороны, будто спохватившись и устыдившись собственной болтливости, он вдруг ни с того ни с сего устраивает экшн (тоже довольно идиотский). Наконец, ему так хочется, чтобы его воспринимали всерьез, что даже немногочисленные выигрышные сцены здесь сняты чересчур зернистой тряской камерой, которая, видимо, должна стать маркером серьезной артхаусной продукции.
Увлекательно все это смотреть в итоге только в те моменты, когда Гаврас отпускает себя и делает то, что умеет лучше всего. Бессловесные сцены мечтаний горе-гангстеров заставляют вспомнить, что в режиссерском кресле сидит автор лучших клипов последних лет (например, «No Church In A Wild» Джей-Зи и Канье Уэста). Гаврас отлично чувствует ритм и умеет подбирать музыке достойные иллюстрации, которые бьют по глазам и врезаются в память. Но таких кадров здесь, увы, всего минут на десять.
Все остальное время самое интересное на экране то, как сверхъестественно хороша Изабель Аджани и насколько Венсану Касселю в его нынешней форме идут роли брутальных идиотов. Достаточно ли этого для того, чтобы заплатить за билет в кинотеатр — каждый решит для себя. Нам же хочется скромно надеяться, что в следующем фильме наследник великой фамилии все-таки наберется смелости и отпустит себя, сделав фильм, к которому у него действительно лежит душа. Вполне может быть, что в этом случае мы получим не еще одно недоразумение, а нового апостола китча вроде База Лурмана.
Фото: StudioCanal