«Испытание невиновностью» по Агате Кристи оказалось староанглийской версией «Садового кольца»
Чисто умозрительно новые экранизации романов Агаты Кристи выглядят чем-то вроде русской тяги раз в пятилетку выводить под софиты надвигающегося поезда Анну Каренину. То есть более или менее классический статус произведения вроде бы сомнению не подлежит, однако в судорожном освежении экранизаций видится исключительно финансовый или в крайнем случае эскапистский интерес — зрителю надо иногда сбегать от реальности в мир без мобильных телефонов. Велик соблазн чисто умозрительно записать в этот ряд и новейшие экранизации романов Кристи, сделанные BBC, если бы не их неожиданная актуальность.
Три года назад на канале вышел мини-сериал «И никого не стало» по «Десяти негритятам» (которых на сей раз по понятным политкорректным причинам заменили на солдатиков). Сама Кристи считала этот роман лучшим из ей написанного. В новом киновоплощении центром напряжения стала не столько детективная интрига (развязка известна большинству зрителей, а фильм Говорухина и вовсе российская классика), сколько душная предвоенная атмосфера мира, сдвинувшегося с места.
«Испытание невиновностью» — куда менее популярный (хоть и несколько раз экранизированный) роман, так что здесь сюжет играет куда большее значение. Речь идет о благообразном британском семействе, глава которого (Билл Найи) готовится во второй раз жениться — на собственной домработнице. Предыдущая жена погибла полтора года назад от руки приемного сына (всего они с мужем приютили пятерых сирот), который в свою очередь год назад умер в тюрьме. И вот накануне бракосочетания в доме объявляется странный молодой человек, заявляющий, что он может обеспечить алиби убийцы. Из всех шкафов особняка начинают сыпаться ждавшие своего часа скелеты.
В последние годы, повторимся, из Агаты Кристи пытались сделать либо уютное сопровождение быта домохозяек (многолетняя одиссея Пуаро в исполнении Дэвида Суше), либо, как Кеннет Брана в недавнем «Восточном экспрессе», актуализировать при помощи превращения бельгийского сыщика в стимпанкового супергероя с интересными усами. На BBC поступили радикально, отказавшись от самых раскрученных серийных романов. В итоге на поверхность кадра вышла всегда присутствовавшая в лучших произведениях писательницы потусторонность, ощущение надвигающейся или незамеченной вовремя катастрофы.
«Испытание невиновностью» (в Британии его показали еще весной, в Америке — только сейчас) сегодня смотрится как фильм-нуар — в том смысле, что здесь нет ни единого положительного героя, а есть лишь люди, пытающиеся устроить свою судьбу поперек уголовного кодекса. Если даже вынести за скобки виртуозную детективную интригу, сериал все равно невероятно интересно смотреть. «Испытание» похоже не столько на приключения Пуаро, сколько на популярные киноисследования распада буржуазного общества вроде «Большой маленькой лжи» или недавнего российского «Садового кольца».
Выводы из увиденного могут быть самые разные. С одной стороны, осознание того, что люди мало изменились за без малого сотню лет (только квартирный вопрос подпортил), дарит известное спокойствие, с другой — тревогу от неотвратимости и безвыходности повторяющихся из века в век ситуаций. Но в любом случае, поверьте, зрелище это щекочет нервы покруче мистических страшилок или рек крови из хорроров в стилистике новой жестокости.
Фото: BBC One