Диктатор преклонных лет Лир (Энтони Хопкинс) решает отойти от управления страной огнем и мечом, а напоследок делит королевство между дочерьми, поскольку наследника не нажил.
Раздел происходит по сомнительному принципу: Лир требует, чтобы трое чад как-нибудь красиво признались ему в любви. Гонерилья (Эмма Томпсон) и Регана (Эмили Уотсон) выдают что-то высокопарное и получают по куску суши, а младшая и самая любимая Корделия (Флоренс Пью) кобенится, сомневаясь, что при таких чувствах к папе сестрам нужны мужья. Лир в бешенстве лишает Корделию приданого и отправляет во Францию, а сам в компании сотни вояк, переодевшись из френча в пальто, едет пожить у каждой из старших дочек. Тех папины солдафонские замашки приводят в объяснимый ужас. Тем временем внебрачный сын графа Глостера Эдмунд (Джон Макмиллан) плетет интриги против собственного брата (Эндрю Скотт) и погружает своими интригами покинутую Лиром державу в хаос.
Режиссер Ричард Эйр в марте этого года отметил 75-летие. За прошедшие годы он успел поставить, в частности, «Вишневый сад» (в 1981-м) и отличный триллер «Скандальный дневник». Его встреча с Шекспиром была неизбежна по многим причинам — прежде всего потому, что именно на его театральной постановке был основан нашумевший, спорный, но по-своему блистательный «Ричард III» 1995 года, в котором действие лучшей из «хроник» перенесено в тридцатые годы. Примеряться к классику Эйр начал еще в 2012-м, когда поставил «Генриха IV» для сериала «Пустая корона», но его «Лир», показанный весной на BBC и только сейчас добравшийся до мирового телепроката, конечно, наследник по прямой именно «Ричарда» с Иэном Маккелленом.
Впрочем, не стоит ждать от перенесенной в альтернативную реальность трагедии свойственного девяностым разгула и вольностей. Если стилистически Эйр пользуется опытом собственных театральных экспериментов, то по духу его «Лир» куда ближе к недооцененному «Кориолану» Рэйфа Файнса. Современный антураж нужен постановщику не для удобства, но скорее для того, чтобы показать одновременно близость и дистанцию шекспировского текста по отношению к сегодняшнему дню. Костюмы, военная форма и оружие здесь помогают зрителю лучше разобраться с туманными, как ни крути, мотивациями средневековых аристократов. В то же время их поведение при общей достоверности выглядит странно — ну какой, скажите, отец в здравом уме лишит любимую дочь наследства лишь за то, что она ему недостаточно польстила?
На этом напряжении восприятия здесь держится значительная часть интриги, в построении которой Эйр показательно педантично следует за первоисточником. И при помощи модернизации — в известном смысле, от обратного — обнажает то, чего в Шекспире обычно предпочитают не замечать. В сегодняшней ситуации, когда рифмовать норовят в каждой подворотне, несколько подзабылся тот факт, что поэзия вообще-то имеет своей целью не столько красоту формулировки, сколько ее точность. Шекспировские тексты, как всякий шедевр, располагают к расходящимся дорожкам интерпретаций, но стоит внимательно прочесть хоть «Лира», а хотя бы и «Гамлета», чтобы убедиться в точности, с которой автор воссоздает средневековый уклад и быт людей, в любой момент готовых взяться за оружие.
Эти герои имеют на самом деле мало общего с козинцевскими интеллигентами Гамлетом и Лиром. Они существуют на пределе собственных возможностей, и трагедия Лира в конечном счете именно в неспособности притушить огонь привычных амбиций. Именно эту трагедию и разыгрывает Энтони Хопкинс в одной из лучших своих ролей последнего времени. И именно поэтому двухчасовая телекартина смотрится на одном дыхании, не имея ничего общего с другими экранизациями давным-давно знакомого текста. Ну а в качестве свиты здесь люди, не нуждающиеся в представлении, вроде великой Эммы Томпсон или Эндрю Скотта — Мориарти из «Шерлока». Если скучали по нему — вам точно сюда.
Фото: BBC Two