, 2 мин. на чтение

Новый «Мотылек» показывает, насколько сейчас ничего не решают звезды

Сейчас делают ремейки не только коммерческих фильмов про супергероев, но и картин, которые когда-то собирали десятки миллионов в прокате, а сейчас — раз в десять меньше (4 октября выйдет и «Звезда родилась», ремейк фильма 1970-х годов, который являлся ремейком фильма 1950-х, который в свою очередь был ремейком фильма 1930-х).

«Мотылек», снятый датским режиссером Михаэлем Ноером, — новая версия одноименной картины 1973 года, главные роли в которой сыграли Стив Маккуин и Дастин Хоффман. Фильм снят по мемуарам взломщика сейфов Анри Шарьера (в новой версии его играет Чарли Ханнэм), в 1930-х по ложному обвинению в убийстве посаженного в островную тюрьму у берегов Французской Гвианы. Там он познакомился с богатым наследником Луи Дега (Рами Малек), севшим за подделки облигаций. Эта нежданная дружба (у мачо-авантюриста Шарьера не было, казалось бы, ничего общего с хлюпиком и белоручкой Дега) продолжилась несколько десятилетий, в течение которых они совершили несколько попыток побега, и после них Шарьер-Мотылек еще провел семь лет в одиночке.

Так и хочется сказать: если интересна эта история, смотрите версию 1973 года, зачем ее переснимать? И дело не только в том, что старый «Мотылек» лучше снят (хотя, конечно, лучше).

Дело в том, что в нем все держалось на кастинге. В 1970-х еще были звезды, которые собирали кассу, на которых ходили. Стив Маккуин, сыгравший Мотылька, до сих пор считается самым мужественным актером в истории Голливуда. Дастин Хоффман, ко времени съемок «Мотылька» сыгравший свои главные ранние роли в «Выпускнике» и «Полуночном ковбое», стал тем самым некрасивым антигероем, с которым себя ассоциировало послевоенное поколение беби-бумеров. Старый голливудский мачизм, подразумевающий стоическое противостояние жизненным невзгодам («Мужчины не плачут»), идеально оттенялся неврозами ранимого героя нового времени.

В свежем «Мотыльке» (в кинотеатрах с 27 сентября) этого противостояния двух миров нет. Есть красавец-блондин Чарли Ханнэм, больше всего известный по сериалу «Сыны анархии», и есть альтернативный секс-символ, гиковский Рами Малек из «Мистера Робота». В эпоху, когда кинозвездами пытаются стать телеактеры, на которых и так все могут смотреть совершенно бесплатно, неудивительно, что новый «Мотылек» собрал в мировом прокате всего 4,5 млн долларов, тогда как старая версия с Маккуином и Хоффманом — 53 млн только в Америке, попав в пятерку самых кассовых фильмов 1973 года (и это было 45 лет назад, когда кинотеатральный рынок был в десятки раз меньше). Нынешний же «Мотылек» может попасть разве что в список самых провальных фильмов. И в этом нет вины Ханнэма или Малека, просто те же звезды вроде Маккуина и Хоффмана еще в 1960-х подорвали голливудскую звездную систему так, что к XX веку звезды перестали что-либо значить.

Маккуину было 43 года, когда он сыграл Мотылька, его партнеру Хоффману — 37. В новой версии Ханнэму 38, Малек на год младше. Они выглядят лет на десять моложе своих предшественников. Современная звездная система кажется более случайной и зыбкой, чем актерские звездные карьеры 1960–1970-х, где случайных звезд практически не было. Современный фильм в этом смысле всегда проиграет старому даже если не в разы, а чуть хуже оригинала, как в случае с «Мотыльком».

Фото: Corona-General/MEGOGO Distribution