История про то, как известная писательница (Эмманюэль Сенье) крепко подружилась с писательницей неизвестной (Ева Грин), переполнена тенями других фильмов.
От «Мизери» по Стивену Кингу до «Одинокой белой женщины», от собственного «Призрака» Романа Поланского и собственной «Горькой луны» до «Персонального покупателя» Оливье Ассайаса — главной картины про самостоятельную жизнь текста и привидения в эпоху смартфонов (это точно не случайная ассоциация: в «Основано на реальных событиях» Ассайас — соавтор сценария, созданного по мотивам книги Дельфин де Виган).
Ева Грин, во взгляде которой с возрастом появилось что-то от Шарлотты Рэмплинг, как никто умеет в одну секунду, легким движением мышц лица, из красавицы превращаться в обиженное чудовище — и эта способность позволяет ей стать идеальной актрисой для триллера. Героиня Грин приходит на автограф-сессию знаменитой романистки, смотрит с вожделением, заводит разговор, вся обращается в слух — мы уже догадались, что будет дальше, а тщеславная жертва купается в волнах обожания и ни о чем не подозревает.
Эмманюэль Сенье больше не похожа на дьяволицу из «Девятых врат»: она играет растерянную женщину, дети которой выросли, а муж-телеведущий все время в отъезде и обедает то с Амосом Озом, то с Иэном Макьюэном, то с Доном Делилло (неймдроппинг — один из главных комических приемов в фильме: менее успешная рассказывает второй, как ее предал Жерар Депардье). Уязвимость и неуверенность писательницы, которая соскальзывает в отношения с незнакомкой, как в кроличью нору — основной нерв фильма. В возрастной трансформации этой актрисы и в том, как любуется ею муж-режиссер, как придумывает для нее все новые роли, есть что-то бесконечно трогательное (Сенье недавно отказалась вступать в ряды Американской киноакадемии после того, как Поланский, которого не одно десятилетие в США преследуют за совращение несовершеннолетней, был оттуда исключен).
Историю о том, что хуже художника, превращающего жизнь в материал для искусства, может быть только поклонник, мечтающий присвоить присваивающего, трудно рассказать по-новому. 85-летний Поланский и не пытается: он просто получает удовольствие от двусмысленных ситуаций, от процесса зарождения опасного симбиоза, в котором две женщины начинают медленно пожирать друг друга, и по мере сил старается транслировать это удовольствие зрителю. Его фильмы и его почти мультипликационные герои всегда походили на экранизации комиксов, и «Основано на реальных событиях» — чем это не аналог «Венома» для взрослых, такой же необязательный, как сам «Веном»? Необязательный, но с одной оговоркой: поколение великих режиссеров-авторов второй половины XX века, знающих толк в старом добром психологическом насилии, скоро окончательно сойдет со сцены, и подобные фильмы («Основано на реальных событиях» в кинотеатрах с 11 октября) перестанут выходить в рутинный прокат. Спешите видеть.
Фото: Belga Productions