Ярослав Забалуев

Сериал недели: «Джек Райан», которого американская критика уже сравнивает с «Родиной»

2 мин. на чтение

На Amazon вышел первый сезон сериала «Джек Райан» — возвращение героя «Охоты за “Красным Октябрем”» и «Игр патриотов» с Джоном Красински и новым бен Ладеном.

Аналитик ЦРУ Джек Райан (Джон Красински) ездит на работу на велосипеде и имеет вид чуть растерянного офисного хипстера. Внешность обманчива: на самом деле Джек — бывший морской пехотинец, прошедший Афганистан и сохранивший боевые качества даже на бумажной работе. Въедливый и цепкий ум помогает ему, в частности, сделать далеко идущие выводы из устремленных в одну точку финансовых потоков. Райан подозревает, что речь идет ни много ни мало о финансировании наследника бен Ладена по имени Сулейман. Его новый шеф Джеймс Грир (Уэнделл Пирс), принявший некогда по личным причинам мусульманство, сперва не доверяет молодому выскочке, но быстро понимает, что шанс пропустить новую звезду международного терроризма куда опаснее издержек, и охота на Сулеймана начинается.

Джек Райан — один из немногочисленных успешных конкурентов Джеймса Бонда, во всяком случае в своем литературном воплощении. Появился он на свет из-под пера Тома Клэнси уже 34 года назад в романе «Охота за “Красным Октябрем”», а на экран шагнул в экранизации этого романа в 1990-м. В фильме про советского подводника-перебежчика Джека сыграл Алек Болдуин, а позднее свои лица ему подарили Харрисон Форд («Игры патриотов», «Прямая и явная угроза»), Бен Аффлек («Цена страха») и Крис Пайн («Джек Райан: Теория хаоса»). Лучшим из них исторически считается Форд, чье вечно озабоченное выражение лица, пожалуй, удачнее прочих подходит аналитику-патриоту, готовому, если что, взять в руки оружие во имя великой Америки. Худшим единогласно признают Пайна из фильма Кеннета Браны, где Райан превратился в пронзительно голубоглазого, но безликого героя усредненного боевика времен нового витка холодной войны.

Красински из восьмисерийного сериала, созданного сервисом Amazon, представляет героя Клэнси среднеарифметическим между Фордом и Пайном. С одной стороны, это парень из соседнего дома, с другой — вдумчивый солдат своей страны. Схема построения характера напоминает сериал «Родина» (с которым «Джека Райана» уже сравнивает американская критика). Там тоже речь шла о «шпионах, как мы», на которых авторы наводили увеличительное стекло, обнаруживая за героизмом вполне человеческие душевные метания и слабости.

Проблема «Райана» в том, что герой Клэнси в отличие от Бонда не обладает толком никакими даже внешними характерными свойствами. Он функция, способ автора рассказать об устройстве разведки (или подводной лодки — в романе о «Красном Октябре» есть подробное описание механики работы). Так что от кинематографистов тут требуется создание яркой интриги. Охота за очередным врагом цивилизованного мира в этом качестве выглядит опоздавшей лет минимум на пятнадцать.

Джек Райан, появившийся на свет во время холодной войны, сегодня вполне мог бы стать героем параноидального триллера — в условиях угрожающе тлеющего современного мира это вновь актуальный жанр. Вместо этого зрителям предлагают степенный и откровенно затянутый боевик с вялыми попытками показать, что террористы тоже люди (параллельно с историей заглавного героя нам показывают Сулеймана в кругу семьи). Впрочем, все это, пожалуй, касается только тех, кто не вскакивает навытяжку при звуках американского гимна. Клэнси для американцев даже чуть больше, чем для нас Юлиан Семенов (вне зависимости от литературных достоинств), а потому Джек Райан (дослужившийся в книгах до президентского поста) обязательно вернется на экран. Вполне возможно (да что там, наверняка), в следующих главах своих приключений путь ему преградят зловредные русские — вот тут-то мы и повеселимся.

Фото: Amazon Video

Подписаться: