Недалекое будущее, быт окончательно подчинен машинам. Отныне граждане (во всяком случае, американские) избавлены от необходимости совершать простые механические действия, от заваривания кофе до кручения баранки — всем этим занимаются специально обученные роботы и прочие алгоритмы.
Разумеется, в этом царстве победившего прогресса находятся и те, кто машинам не доверяет. Например, Грей Трейc (Логан Маршалл-Грин), предпочитающий в отличие от собственной жены все делать своими руками. Однако и ему приходится прибегнуть к помощи механизмов — когда управляемый роботом автомобиль дает сбой и завозит семейство в неблагополучный район, где супругу убивают, а самого Грея оставляют паралитиком. После этой трагедии Трейс соглашается принять участие в эксперименте по подселению в собственное тело экспериментального механизма, с помощью которого он обретает возможность не только ходить, но и отомстить за смерть жены.
В принципе, примерно так и должен быть устроен идеальный мейнстримовый кинопрокат: следом за долгожданным, но не оправдавшим надежд блокбастером выходит фильм на ту же примерно тему, но сделанный куда более изобретательно и свободно. В данном случае речь идет о «Веноме», который вместо антигероя представил публике обаятельного (благодаря исполнителю главной роли Тому Харди), но вялого и не слишком жизнеспособного персонажа. «Апгрейд» в свою очередь поставлен по оригинальному сценарию и потому может позволить себе здоровую дозу старого доброго ультранасилия, а также лишен необходимости эксплуатировать мутные фантазии про инопланетян из комиксов.
Ответственность за «Апгрейд» полностью несет Ли Уоннелл, вместе с Джеймсом Ваном сделавший «Пилу» и «Астрал». Вслед за товарищем, отправившимся штурмовать бокс-офис сначала с «Форсажем», а теперь и с «Акваменом», Уоннелл решил довольно радикально сменить жанровый вектор.
«Апгрейд» — это более или менее все, чего не хватало в мейнстримовых экшн-фильмах последних лет: умный, жесткий и по-своему ироничный фантастический боевик. Несмотря на скромный бюджет, здесь есть то, чему Уоннелл, видимо, научился на производстве хорроров — вязкая параноидальная атмосфера будущего, которое то ли вот-вот наступит, а то ли неслышно пришло, пока мы тут спали и проверяли обновления в соцсетях.
Разумеется, отчасти все это напоминает оммаж двум великим гениям киберпанка — Филипу К. Дику и Уильяму Гибсону. Это немного «Джонни Мнемоник», немного «Матрица» и чуть-чуть «Бегущий по лезвию». Однако есть здесь и какое-то свое очарование. Связано оно, вероятно, с тем, что режиссер явно чтит не только научную фантастику, но и удалые боевики конца 1980-х, от которых здесь бешеная энергия боевых сцен, придуманных остроумно и с очевидной любовью к делу.
Свой вклад в успех общего предприятия внес и сыгравший главную роль Логан Маршалл-Грин — актер отважный, поскольку упорно строит самостоятельную карьеру, являясь, как несложно догадаться по постеру, американским двойником Тома Харди. Упорство в данном случае сыграло на пользу — неизвестно, что там будет дальше, но на этом этапе Маршалл-Грину успешно удалось переиграть британского коллегу. К сожалению, «Апгрейд» кончается на самом интересном месте и таким образом оказывается не романом, а скорее новеллой из условного альманаха в духе «Черного зеркала». Тем, впрочем, интереснее будет наблюдать за тем, что режиссер Уоннелл решит выкинуть в дальнейшем. Может, и до сиквела сподобится.
Фото: Экспонента