В прокат 29 ноября выходит один из самых странных фильмов осени. После того как французский режиссер Жак Одиар получил три года назад «Золотую пальмовую ветвь» за «Дипана» — драму про шри-ланкийского тамильского «тигра», эмигрировавшего в Париж, — он замахнулся на то, что французским режиссерам обычно не кажется интересным — на вестерн.
И не просто вестерн, а с Хоакином Фениксом, Джоном Си Райли, Ризом Ахмедом, Джейком Джилленхолом и Рутгером Хауэром. Это международная постановка в прямом смысле слова — фильм снят по книге канадца Патрика ДеВитта, список продюсерских компаний по обе стороны Атлантики занимает целый экран, а съемки из соображений экономии проходили в Румынии, которая изображала собой дикий американский Запад. Но Одиару и этого показалось мало, и он решил поиграть в старый добрый вестерн, как теперь принято поступать со старыми зданиями — оставить фасад, но поменять все внутри.
Хоакин Феникс и Джон Си Райли играют Чарли и Элая Систерсов (понятно, в названии уже есть шутка типа «братьев Сестриных»), живущих в Орегоне середины позапрошлого века наемных убийц, которые получают приказ от местного бандита Коммодора (Рутгер Хауэр) найти и убить золотоискателя Германа Кермита Уорма (Риз Ахмед). Перед тем как убить Уорма, Систерсы должны выпытать у него формулу жидкости, высвечивающей в воде лежащее на дне золото. Систерсы скачут из Орегона в Сан-Франциско, по дороге удивляются цивилизационным новшествам вроде зубной щетки и унитаза со сливом и находят Уорма, который уже уговорил присоединиться к нему отправленного на его поиски киллера Джона Морриса (Джейк Джилленхол явно здесь радуется, что ему не нужно играть главную роль, а можно повалять дурака в хорошей компании вдали от дома). Параллельно с обещаниями несметных богатств Уорм рисует перед своими несостоявшимися убийцами прекрасную картину мира будущего, имея в виду не то нынешнюю западную демократию, не то развитой социализм — при общем описании эти общественные устройства оказываются на удивление похожими (во всяком случае, в этом фильме).
Понятное дело, не имело бы смысла Одиару снимать честный вестерн без какого-то сверхзамысла. В данном случае этот сверхзамысел явно заключается в том, чтобы принизить пафос вестерна, сделав его комедийным, но в то же время возвысить его до философского высказывания — враги наших героев очень удобно естественным образом умирают сами (их даже убивать не нужно), но братьев подводит жадность. Это кино, в котором смех (попав в Сан-Франциско, Элай радуется, что в таком большом городе удобно убивать — никто не заметит, все равно все заняты своими делами) чередуется с грустью (Элай неожиданно для самого себя горестно оплакивает умирающую доставшуюся ему жалкую клячу) и трагедиями — до финала доживают немногие.
«Братья Систерс» уже провалились в американском прокате, собрав около 3 млн долларов при бюджете под 50 млн, зато Одиар получил приз за режиссуру на последнем Венецианском кинофестивале — приятное утешение за первый англоязычный провал. Но провал этот чисто кассовый. Все, кто дошел до кинотеатра и посмотрел фильм, включая автора этой рецензии, остались фильмом вполне довольны.
Фото: «Парадиз»