Мы так привыкли, что голливудские фильмы о космосе сняты в жанре сайенс-фикшна («2001: Космическая одиссея», «Интерстеллар») или как минимум просто являются фикшном («Гравитация»), что фильм о космосе в жанре байопика (они, кстати, теперь чаще снимаются в России — в прошлом году их было аж два) смотрится уникальным еще до выхода в прокат.
Тут ставки были особенно высокими — это первая картина Дэмиена Шазелла после того, как он получил «Оскар» за режиссуру.
«Человек на Луне» (в кинотеатрах с 11 октября) скорее наследует «Аполлону 13» (1995) Рона Хоуарда, чем последним громким картинам о космосе. Мало того, он настолько не похож на предыдущий фильм Дэмиена Шазелла «Ла-ла лэнд», за который он получил «Оскар», насколько это возможно.
Насколько в «Ла-ла лэнде» акцент делался на общих планах танцев на шоссе или у скамейки на лос-анджелесском холме, настолько здесь люди сняты максимально крупными планами, чтобы была видна каждая пора, веснушка и неровность кожи. Насколько «Ла-ла лэнд» был жизнерадостным, с песнями и танцами, настолько «Человек на Луне» (в оригинале First Man — «Первый человек») депрессивен, хоть и рассказывает историю первого человека, ступившего на Луну.
Нил Армстронг (его сыграл Райан Гослинг, уже второй раз работающий с Дэмиеном Шазеллом и все больше похожий на Алека Болдуина) прожил непростую жизнь. Он прошел войну и тяжелейший тренинг для полета на Луну, пережил смерть дочери от рака и утвержденных для лунной миссии до него коллег — во время пожара на корабле и сам несколько раз чуть не погиб во время тренировок. Это едва ли не самый реалистичный фильм о космосе — Армстронг постоянно ходит то в крови, то в собственной блевотине, а когда садится в «Аполлон» лететь к Луне, видно, что аппарат, в котором втроем придется провести восемь дней, чуть больше консервной банки.
Про Дэмиена Шазелла, снявшего все свои предыдущие три фильма про джаз, шутили, что он больше ни про что не умеет. В «Человеке на Луне» нет ничего джазово-импровизационного. Шазелл пунктирно, по годам, ведет зрителя от начала подготовки к исторической миссии в 1961-м до собственно высадки в 1969-м. Таких киногероев, как Армстронг, сейчас в кино почти нет. Он заведомо идет на опасное дело при том, что его даже не интересует слава и возможность стать первым.
Несмотря на то что «Человек на Луне» — первый фильм Шазелла не о джазе, Армстронг вполне органично вписывается в галерею его героев. В «Одержимости» Майлз Теллер был готов терпеть любые унижения, чтобы стать хорошим ударником. В «Ла-ла лэнде» Райан Гослинг мечтал о собственном клубе, где бы играл «настоящий джаз», и к финалу добился своего. Армстронг хочет доказать коллегам, которые говорят: «Он хороший инженер, но пилот так себе», что они ошибаются, и тоже добивается своего, попутно попав в историю, о чем он совсем не просил. Поэтому в финале, когда Армстронг наконец делает первые шаги на Луне, он (во всяком случае, по версии Шазелла) видит себя с семьей и ту самую траву у дома. Это человек, который просто качественно выполняет свою работу, и таких героев современному кино, голливудскому ли или какому-то другому, давно недоставало.
Фото: UPI