Геннадий Устиян

«13 жизней» показывает человеческий подвиг без излишней слезливости

2 мин. на чтение

Громкая история с 12 тайскими игроками футбольной команды от 11 до 16 лет и их тренером, застрявшими на три недели в пещере Тхамлуанг летом 2018-го, уже стала сюжетом прошлогоднего документального «Спасения».

Режиссер Рон Хоуард выпустил 5 августа (в России пока можно посмотреть только у пиратов) игровую версию, которая, впрочем, настолько следует реальным событиям, насколько это вообще возможно в кино.

Плюсы:

— Рон Хоуард уже несколько десятилетий ассоциируется с надрывными драмами на «Оскар» («Игры разума») и экшн-блокбастерами («Код да Винчи» и два его продолжения). Когда стало известно, что именно он снимет историю спасения таиландских детей, были опасения, что фильм станет по-голливудски размашистым и мелодраматичным. К счастью, Хоуард держит себя в руках. Явно из уважения ко всем известным событиям, заставившим четыре года назад переживать у экранов весь мир, Хоуард показывает хронику операции спасения подробно и без манипулятивных отступлений;

— великолепный кастинг: необычно выглядящий с почти выбритой головой Вигго Мортенсен в роли спасателя Рика Стэнтона, которому и пришла в голову идея усыпить детей, чтобы можно было их протащить пять с лишним часов под водой; обычно играющий героев-любовников Колин Фаррелл скромно держится на заднем плане в роли Джона Волантена, коллеги Стэнтона, и Джоэл Эдгертон — австралийский анестезиолог Гарри Харрис, поначалу принимающий в штыки спасительное предложение Стэнтона;

— фильм следует за событиями спасательной миссии с точностью очевидца. Посчитан и озвучен каждый день и метр, по которому дайверы переносили подростков, как курьеры — сумки. От этого возникает правильное ощущение присутствия, а когда камера следует под водой в темноте за героями, кажется, что нет страшнее хоррора на свете;

— «13 жизней» показывает, как в моменты испытания люди готовы на самопожертвование и сочувствие. Местные жители соглашаются ради спасения детей перенаправить потоки воды от начавшегося муссонного сезона на поля с урожаем, губернатор провинции приезжает и дежурит у входа в пещеру наравне с родителями мальчиков, а скупой на эмоции Рик Стэнтон вдруг обнаруживает в себе дремавшее где-то внутри детолюбие. Хоуард, опять же, не держит камеру на этих моментах дольше, чем это требуется — достаточно того, что мы это видим, не обязательно еще и разжевывать в худших голливудских традициях;

— Хоуард предлагает несколько интересных приемов. Например, мы не видим застрявших в пещере детей, пока до них впервые не добираются Стэнтон с Волантеном. Так мы как будто разделяем их участие в спасательной операции, видим ее их глазами;

— он также показывает, как меняется в зависимости от обстоятельств положение спасателей. «Вчера они говорили, что если мы вытащим хоть одного — это будет чудо. Сегодня, если только один умрет… », и становится понятно, что дайверы рискуют не только внутри пещеры. У драмы, происходящей у ее входа, ставки ниже, но она не менее непредсказуема.

Минус:

— именно этот скупой пересказ событий и отказ от смакования страданий и сантиментов может показаться кому-то черствостью или недостатком драматического мастерства. На самом деле такой деловой подход к нарративу воздействует еще больше, потому что настроенческую музыку реальность тоже включать в подходящий момент отказывается.

Фото: Amazon Prime Video

Подписаться: