«Аббатство Даунтон 2: Новая эра»: прислуга наносит ответный удар
Как любой культурный феномен, иногда неожиданно для самих создателей становящийся популярным (и часто переоцененным), «Аббатство Даунтон», сначала пережившее шесть сезонов за пять лет как сериал, а три года назад перешедшее на большой экран, материализовалось откуда не ждали в виде сиквела («Аббатство Даунтон 2: Новая эра» вышло в американский прокат 20 мая, в России его можно посмотреть только у пиратов).
История семьи Кроули и их поместья, происходящая около ста лет назад, задумана и сделана как контрпрограмминг для бесконечных экранизаций комиксов. В общем, «Аббатство Даунтон» — это кино о супергероях для старшего поколения. В этом фильме любовь всегда побеждает в финале, злодеи каются и исправляются, низшие слои общества обожают высшие, а английская эксцентричность побеждает даже смерть. В общем, перед нами жизнь, какой она должна быть в идеале.
Плюсы:
— если в прошлом фильме жители Даунтона лихорадочно готовились принять короля Георга V, то в сиквеле причиной хлопот становится неожиданное известие, что некий маркиз де Монмирай перед смертью завещал свою виллу на юге Франции графине Вайолет Кроули (Мэгги Смит) — по всей видимости, из-за нескольких дней, которые они провели вместе аж в 1864-м. Графиня отправляет потомков на разведку, так что примерно треть фильма происходит не в фамильном доме. Чтобы старое поместье не простаивало, Грэнтемы соглашаются взять приличную сумму с продюсера и режиссера Джека Барбера (Хью Дэнси) за разрешение снимать в их доме один из последних немых фильмов конца 1920-х — денежная компенсация поможет залатать серьезно протекающую крышу. Но аристократы и прислуга все равно в ярости — в фильме их дом должен играть роль игорного клуба, так что дворецкий замечает: «Это хуже, чем Французская революция!» Впрочем, кухарки и горничные не прочь провести месяц в обществе голливудского кинокумира Гая Декстера (Доминик Уэст) и его партнерши по фильму гламурной звезды Мирны Далглиш (Лора Хэддок). Как следует из описания, на экране на протяжении двух с лишним часов не скучно;
— лучшие реплики, как всегда, получила старая графиня: «Женщины делятся на две категории: драконихи и дуры. Сделай все, чтобы тебя считали драконихой» и «Я думала, плюс фильмов в том, что их не слышно. Было бы еще лучше, если бы их не было и видно»;
— если первое «Аббатство Даунтон» снято американцем Майклом Энглером, который до того делал комедийные сериалы вроде «Студии 30» и «Несгибаемой Кимми Шмидт», то вторую часть доверили англичанину совсем с другим опытом — Саймон Кертис специализируется на подчеркнуто британских по стилю исторических драмах («7 дней и ночей с Мэрилин», «Прощай, Кристофер Робин»). Поэтому сиквел получился менее острым и смешным, но более «сливочно» британским и грустным;
— прелесть «Аббатства Даунтон» всегда была в том, что оно утверждает: все меняется, но все остается неизменным. Прожившие часть жизни в стабильную викторианскую эпоху аристократы замечают, что техническая революция XX века ускорила ход времени. Но сами люди остались теми же — все так же семьи собираются у постели умирающего родственника, все так же секреты прошлого доказывают, что все когда-то были молоды, все так же постоянно нужны деньги даже аристократам — особенно аристократам. Новая жизнь не отменяет старую полностью — они взаимопроникают одна в другую, примиряя с ходом времени и смягчая вторжение перемен;
— отличный сюжетный поворот — когда массовка снимаемого в Даунтоне фильма, которой не заплатили, уходит и на ее место заступает прислуга, переодевающаяся на пару часов в одежду хозяев. Сами Кроули-Грэнтемы наблюдают, как их поварихи и конюхи пьют из фамильного серебра — кажется, еще чуть-чуть, и начнется сатира Бунюэля. Но нет, это сдержанный британский фильм — через пару часов эта декорация будет разобрана, и сословия вернутся к привычной жизни. Это «старая добрая Англия», которую все знают из экранизаций канала BBC;
— тут же показано, как технический прогресс в виде богатеющей киноиндустрии начинает работать в XX веке как социальный лифт — бывший учитель начинает зарабатывать по тысяче гиней за поставленный сценарий и может себе позволить жениться на стоящей на более высокой ступени социальной лестницы женщине, а несчастный одинокий дворецкий-гей получает возможность уехать со знаменитым актером;
— существующий уже 12 лет (если считать сериал) мир «Аббатства Даунтон» подает признаки усталости, но у него настолько крепкая основа — несколько поколений семьи пытаются привыкнуть к меняющемуся времени, оставляя неизменным объединяющий их дом, — что он может длиться еще десятилетия. Впереди Вторая мировая, Черчилль, начало правления Елизаветы II, «британское вторжение», поп-культура с ее диктатом перемен и много что еще.
Минусы:
— странно называть фильм «Новой эрой», если речь в нем идет об интрижке бабули 60-летней давности, которой к тому же, возможно, и не было.
Фото: Universal Pictures