, 3 мин. на чтение

Афрофутуризм, матриархат, водный мир: «Черная пантера: Ваканда навсегда» идет на рыбалку

В решении поместить под воду часть действия сиквела фильма, собравшего четыре года назад в мировом прокате целый миллиард и еще 300 млн долларов, уже просматривается самый ленивый тренд в блокбастерном кино — Джеймс Кэмерон в предстоящем «Аватаре 2» сделал ровно то же самое.

К тому же, несмотря на несколько очень зрелищных сцен под водой в столице подводного народа Талокане, вся эта мокрая затея выглядит как ответ одному из самых успешных фильмов конкурентов Marvel по кинокомиксам DC — «Аквамену», который создал целый подводный психоделический мир гораздо раньше.

Что «Черная пантера 2» (в прокате США с 11 ноября, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) делает в первый раз, так это принимает решения под влиянием не логики искусства, а требований жизни. Такого еще не было, чтобы большая многомиллионная франшиза убила главного героя, потому что умер игравший его актер (в данном случае Чедвик Боузман, который два года назад скончался от рака). Фильм начинается со смерти (тут уже — от неустановленной болезни) короля Ваканды Т’Чаллы (он же Черная пантера), но его на смертном одре по понятным причинам не показывают. Сестра-изобретательница Шури (Летиша Райт) пытается найти лекарство и после смерти брата винит в ней себя. Королевой становится их мать Рамонда (Анджела Бассетт), и она не дает жадным американцам подобраться к главному ресурсу страны вибраниуму — веществу, от которого металл тает как масло. Но американцы находят вибраниум у живущего под водой народа, о котором до этого никто не знал, и его предводитель Неймор (мексиканский актер Теноч Хуэрта, кастинг намекает на отношения чернокожих с латиноамериканцами на фоне их противостояния белым) делает все, чтобы не допустить корпорации и военных до своего национального достояния. Напряжение между Вакандой и водным народом голубого цвета растет, подводный царь похищает Шури и американскую студентку-вундеркинда Рири (Доминик Торн), которая изобрела вибраниумный детектор. «Давай сожжем мир дотла», — предлагает Неймор своей пленнице Шури, и она вспоминает, что где-то уже это слышала — от Эрика Киллмонгера из первой части. Как мы помним, он плохо кончил. Ваканда оказывается прижата между американскими спецслужбами и соседями-водяными, так что пора появиться новой Черной пантере.

Для блокбастера с 250-миллионным бюджетом «Ваканда навсегда» — очень мрачный фильм даже по меркам Marvel, который в последних двух «Мстителях» безжалостно убивал полюбившихся зрителям героев направо и налево. После смерти Черной пантеры случится еще одна — и тоже очень важного персонажа. Похороны и оплакивания занимают чуть ли не четверть экранного (довольно раздутого — фильм идет два с половиной часа) времени. Видно, что режиссер обеих частей Райан Куглер оплакивает не столько Т’Чаллу, сколько Чедвика Боузмана и все, что он собой олицетворял для поклонников франшизы. Шури выпивает экстракт из цветов предков и попадает в страну мертвых (или это яркая галлюцинация?), где ей приходится отвечать на вопрос, что ею движет — всепрощающее великодушие или банальная низкая месть — такие темы легко проглатываются, потому что экранное присутствие Боузмана было безупречным. Он не только выглядел физически сильным в роли Черной пантеры, но и умел выглядеть умно — совсем как первая чернокожая голливудская звезда Сидни Пуатье.

Главное достоинство «Ваканды навсегда», как и в первой части, то, как фильм выглядит, не зря именно художники-постановщики и художник по костюмам получили за первую картину «Оскар». Куглер продолжает создавать идеальное государство, одновременно близкое к природе и устремленное в будущее. Кажется, что ему хочется отгородить «хороших черных» от этого несовершенного мира, с которым все-таки иногда приходится считаться. Самыми неинтересными здесь показаны как раз белые — оперативник ЦРУ Эверетт Росс (отличному актеру Мартину Фримену здесь почти нечего делать) и его начальница (комедиантка Джулия Луис-Дрейфус), чьи отношения граничат с харассментом.

Куглер наполняет эти эстетизированные и осовремененные картины африканской жизни гуманизмом от работающих с прорабатыванием травмы психотерапевтов: «прощение конструктивно», «месть убивает мстящего» и т. д. Это фильм человека, который, соблюдая законы высокобюджетного экшна, стремится вырваться за его пределы и сказать зрителям, что жизнь одна и глупо тратить ее на войны.

Фото: Walt Disney Pictures