, 2 мин. на чтение

«Агентство» из тех шпионских сериалов, где русских пытают, выкрикивая имена из «Войны и мира»

В 2013 году кавер-версия песни U2 «Love is Blindness» стала одним из пиковых моментов саундтрека «Великого Гэтсби». Композиция прозвучала в одной из самых драматичных сцен фильма и взвинтила уровень трагизма до почти циркового гротеска. В этом особое умение режиссера База Лурмана, который прекрасно знает, как легко зритель устает от оперных эмоций.

Сериал «Агентство» начинается с «Love is Blindness» в исполнении Джека Уайта — песня звучит на титрах каждой серии. Для зрителя это может быть сигналом о том, что от «Агентства» не стоит ждать легкости шпионских сериалов последнего времени вроде «Медленных лошадей» или «Дня Шакала».

Опасения подтверждаются, когда на первых же кадрах возникает Майкл Фассбендер. Его глаза на мокром месте, его герой по прозвищу Марсианин только что попрощался с возлюбленной Сами (Джоди Тернер-Смит) в Эфиопии. Причина расставания — вызов в лондонский центр управления разведывательного «Агентства», в котором Марсианин на особом счету. Проблема в том, что из-за продолжительности работы суперпрофессионал начал страдать кризисом идентичности. Когда в Лондоне вдруг появляется Сами, Марсианин теряет голову, но на автомате сбрасывает с хвоста охрану, приставленную обеспокоенным начальством в лице Боско (Ричард Гир) и Генри (Джеффри Райт). У Боско и Генри, впрочем, хватает забот и во внешнеполитическом поле. В частности, провал и исчезновение белорусского агента угрожает успеху украинской операции «Феникс».

«Агентство» — американская версия прославленного французского сериала «Бюро легенд», который после пяти сезонов считается современной классикой. Французская опора так значительна, что «Агентство» почти сразу после премьеры получило второй сезон. Формально новая адаптация принадлежит сервису Paramount+ и каналу Showtime, однако вполне очевидно, что главные люди здесь продюсеры Джордж Клуни и Грант Хеслов. Оказываясь по ту сторону экрана, Клуни, как известно, предпочитает снимать политическое кино («Доброй ночи и удачи», «Мартовские иды»), а Хеслов — его постоянный партнер, вместе с которым они среди прочего имеют «Оскар» за «Операцию «Арго». Таким образом, «Агентство» разрывается между попыткой исследовать внутренний мир шпиона и потребностью высказаться на злобу дня.

Последнее желание пока побеждает: во второй серии есть даже яркий украинский эпизод со славянской матерной речью. Снят он, правда, в Эстонии — там же, кстати, построили и декорации для сцен, разворачивающихся в Минске. Драматическую часть тянет на себе Фассбендер, который традиционно переигрывает в страдание. Впрочем, тяжеловесную драматургию уравновешивают совершенно дикие обстоятельства действия. Супершпионы из «Агентства» посылают на важные задания алкоголиков и не справляются с романами. В одной из лучших сцен Фассбендер в балаклаве пытает русского мужчину, выкрикивая имена героев «Войны и мира». Первые две серии «Агентства» к тому же снял Джо Райт — режиссер, которого дизайн одежды и траектория камеры в принципе интересуют больше любого сюжета (включая «Анну Каренину»). Пожалуй, лучше и смешнее шпионское шоу получилось бы только у База Лурмана.

Фото: Paramount+