, 3 мин. на чтение

«Air: Большой прыжок»: у Бена Аффлека получилось сделать приличное кино из статьи в «Википедии»

Больше года назад Бен Аффлек очень громко, на весь интернет, ушел с роли Бэтмена (хотя он еще появится как Человек-Летучая мышь во «Флэше» и «Аквамене»), чтобы уступить ее следующему поколению в лице Роберта Паттинсона.

И слава богу. В 50 лет пора не летать над Готэмом в смешном трико, а снимать серьезные фильмы для взрослых зрителей. Что Аффлек и сделал, экранизировав историю о том, как в 1980-х компания Nike подписала беспрецедентный контракт с баскетболистом Майклом Джорданом и навсегда изменила правила игры в американском околоспортивном бизнесе.

Плюсы:

— если кто не помнит, Бен Аффлек не просто один из самых известных голливудских актеров последней четверти века, но и обладатель режиссерского «Оскара» (за «Операцию Арго», 2012). Над кинозвездами, подающимися в режиссуру, легко подтрунивать, но интересно, что Аффлек как режиссер полностью лишен звездного тщеславия и часто удачно снимает фильмы гораздо лучшего уровня, чем те, в которых снимается как актер. Как и «Операция Арго» (а также «Прощай, детка, прощай» и «Город воров»), «Air: Большой прыжок» — в хорошем смысле болтливая околоспортивная драма, которая держится на нескучных диалогах и качественной актерской игре. Такие фильмы все реже выходят в прокат и все чаще — на стриминговых сервисах («Air: Большой прыжок» вышел в кинопрокат США 5 апреля, в России картину можно посмотреть только онлайн у пиратов);

— всегда приятно наблюдать, как старые друзья Бен Аффлек и Мэтт Дэймон, получившие «Оскар» за лучший сценарий ровно 25 лет назад, продолжают время от времени работать вместе. В данном случае режиссер Аффлек дал товарищу главную роль Сонни Ваккаро, менеджера компании Nike, который в 1984-м уговорил начинавшего тогда баскетболиста Майкла Джордана рекламировать кроссовки, заявившись домой к его родителям и нарушив все правила ведения бизнеса. Себе Аффлек оставил куда менее благодарную роль директора и одного из основателей Nike Фила Найта;

— что неудивительно, отличный кастинг: комики Джейсон Бэйтман и Крис Такер в драматических ролях коллег Ваккаро и потрясающая, как всегда, Виола Дэвис в роли Делорис, матери Джордана, которая берет переговоры с Nike на себя и в итоге принимает все решения;

— фильм понравится зрителям, которые ностальгируют по середине 1980-х. Еще не было мобильных телефонов и интернета, фоном звучат Синди Лаупер и Чака Хан (Аффлеку, кстати, не хватило бюджета на права на использование песен Duran Duran и Eurythmics), и сейчас смотреть на то, как Nike переживала спады продаж, пока Adidas и Converse утирали ей нос, как минимум забавно;

— кино о том, как менеджеры обувной компании сидят и говорят о своей работе, может показаться не слишком увлекательным. Но Аффлек сделал вдохновляющий фильм о том, как важно дать шанс убежденному в своей правоте профессионалу, позволить ему рискнуть, чтобы в итоге крупно выиграть. Это еще и картина об уставших мужчинах за 40, которые переживают из-за того, что лучшие времена позади — в одной сцене директор по маркетингу Роб Страссер, герой Бэйтмана, объясняет Ваккаро, почему они по-разному относятся к работе. Страссер недавно развелся и видел свою дочь только по выходным, завоевывая ее любовь полученными на работе бесплатными кроссовками. Тот не попавший в кино факт, что через девять лет после событий этого фильма Страссер умер от сердечного приступа, приподнимает происходящее на экране на дополнительный уровень трагизма. Аффлек снял не просто фильм о самой громкой сделке обувной компании со спортсменом. Он снял фильм о кризисе среднего возраста.

Минусы:

— сам Майкл Джордан ни разу не появляется на экране, что можно, конечно, объяснить специальным приемом, но смотрится скорее как упущенная возможность сделать более интересный фильм;

— идея снять кино о сделке между обувной компанией и известным спортсменом казалась странной с самого начала. И хотя Аффлек сделал неплохой фильм, все равно до финала непонятно, зачем на все это было смотреть: чтобы порадоваться за выросшие прибыли Nike? За Майкла Джордана, который заработал 256 млн с продаж Air Jordan только за прошлый год? Это, конечно, мило, но отсутствие других целей снять этот фильм делает его просто похожим на длинный рекламный ролик Nike.

Фото: Amazon Studios