Алек Болдуин, Кристиан Слейтер и Джошуа Джексон делают «Плохого доктора» отличным
В 2010 году нейрохирург Кристофер Данч (Джошуа Джексон) заступил на работу в далласский госпиталь Baylor Plano.
После обучения в Университете Теннесси у него были прекрасные рекомендации, однако он сразу поразил врачей своей некомпетентностью. Несколько пациентов после проведенных им операций остались калеками. В следующие несколько лет Данч путешествовал по разным больницам, пока усилиями его коллег Роберта Хендерсона (Алек Болдуин) и Рэндалла Кирби (Кристиан Слейтер) на Данча не завели уголовное дело. Сейчас он отбывает тюремное заключение, право на досрочное освобождение врач, прозванный Доктором Смерть, получит лишь в 2045 году, когда ему исполнится 74 года. К моменту взятия под стражу на его счету было 33 покалеченных пациента, некоторые из которых не пережили операцию.
Вся эта информация ни в коем случае не является спойлером: дело Данча нашумело по обе стороны океана, а сериал сервиса Peacock открывается кадром, где на груди робы Джошуа Джексона красуется слово «заключенный». Сам сериал появился на свет благодаря подкасту Dr.Death, который был выпущен в 2018 году. Подкасты в качестве материалов для кино вообще постепенно выступают на равных с журналистскими расследованиями. В рассказанных таким образом сюжетах о реальных преступлениях уже сразу заложена яркая и хлесткая драматургия. В истории Данча есть юношеская неудача при попытке стать игроком в американский футбол, есть неожиданный поворот к медицине. Есть там и почти остап-бендеровская афера, в которой оказались замешаны наши соотечественники. Наконец, венчает ее обязательный катарсис в зале суда — с прочувствованными речами о врачебной этике и торжеством справедливости.
Такие сюжеты всегда пользуются популярностью, и тем значительнее вызов сделать на этом поле что-то по-настоящему выдающееся. Шоураннер «Плохого доктора» (зачем так перевели оригинальное название «Доктор Смерть» — бог весть) Патрик Макманус довольно тщательно следует документальной основе, но вполне вольно обращается с формой. Начало одной из серий стилизовано под ретрозаставку сериала 1980-х. Хронология событий старательно перепутана: действие скачет между временами, предпочитая рифмовать события, а не излагать их последовательно.
Зато Макманус совершенно логично расставляет смысловые акценты. Он хорошо понимает, что неповоротливость системы, с огромной неохотой признающей свои ошибки, не является сегодня чем-то удивительным. Куда интереснее рассмотреть эти самые ошибки, не столько проанализировать, сколько показать, кому позволяют реализовывать больные амбиции, прикрывшись клятвой Гиппократа. Замечательный актер Джошуа Джексон играет Кристофера Данча фигурой совершенно непроницаемой. Мы так до конца и не узнаем его истинных мотивов, зато несколько раз серьезно усомнимся в их наличии и вменяемости героя в принципе. С уверенностью здесь можно говорить только о невероятной силе убеждения, с которой Данч, подобно Крошке Цахесу, убеждал окружающих в своей компетентности.
Впрочем, Джексон не единственная и, пожалуй, даже не главная звезда шоу. Он существует здесь наравне с двумя звездами 1990-х — Кристианом Слейтером и Алеком Болдуином. Их герои — абсолютные антиподы. Эксцентричный Кирби и аккуратист Хендерсон поначалу терпеть друг друга не могут, но вынуждены объединить силы, поскольку оба лично столкнулись с последствиями халатности Данча. Смотреть на их пикировки одно удовольствие, тем более что оба актера только преумножили с годами свое обаяние. Ну а главное, что именно трио Джексона, Болдуина и Слейтера не дает «Доктору Смерть» погрязнуть в дидактичности и дарит происходящему на экране правдоподобие. Потому что одно дело, когда с экрана по глазам бьют титры о статистике врачебной халатности, а совсем другое, когда о том же самом говорят люди, которым доверяешь уже не первое десятилетие.