, 2 мин. на чтение

«Алита»: Джеймс Кэмерон вытягивает застрявшего в трэш-трясине Роберта Родригеса на твердую почву

Роберт Родригес попал в кино 27 лет назад с такой выгодной легендой (собрал деньги на дебют, сдавая кровь, вот уж человек поистине страдал), что ее хватило почти на три десятилетия.

Впрочем, в последнее время, пока его соотечественники-мексиканцы Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту и Гильермо дель Торо штурмовали кассу и побеждали на «Оскарах», Родригес только и делал, что снимал сиквелы своих же «Детей шпионов», «Города грехов» и «Мачете». Казалось, будто он попал в мир собственных фильмов, из которого нет выхода. Сиквелы меж тем собирали все меньше денег, а «Мачете убивает» уже выглядел не как «игра в трэш-кино», а как вполне себе мусор без всякой «игры».

«Алита: Боевой ангел» вообще не похожа на «фильм Роберта Родригеса». Наверное, потому что Джеймс Кэмерон все-таки хороший продюсер и сценарист — с такой жестко прописанной структурой экшн-фильма трудно гнать отсебятину.

Родригес начинает историю без лирических вступлений или загадочных флешбэков. В 2563 году доктор Дайсон Идо (Кристоф Вальц для разнообразия играет не обаятельного мерзавца, а заботливого приемного отца) находит на помойке кусок выброшенного за ненадобностью киборга, приносит его домой, оснащает руками и ногами, и вот уже ходячий спецэффект с внешностью симпатичной малоизвестной актрисы Розы Салазар, плюс с преувеличенно огромными аниме-глазами узнает, что ей 300 лет, что, конечно, не самая приятная новость. Особенно когда Алита отдает свое сердце (через час-полтора — буквально) местному красавчику Хьюго (Киан Джонсон), промышляющему торговлей киборговыми запчастями, чтобы подкопить денег и переехать из родных трущоб Айрон-сити в небесный город Залем, где, говорят, уровень жизни гораздо выше, хотя точно никто не знает, потому что попасть туда почти невозможно.

У Родригеса получилось плотно набитое экшном и качественное кино с очевидным влиянием Кэмерона с его темами «Аватара» и «Терминатора». Японская традиция (фильм снят по манге Юкито Киширо) сплетается с традицией западного сайенс-фикшна (видно влияние «Робокопа» и всех фильмов о тоталитарном мире после конца света). Здесь есть также вполне убедительная любовная линия Алиты и Хьюго, которая в других экшнах часто решается формально, а тут не раз становится поводом для очередной зрелищной сцены. На экране помимо молодых Салазар и Джонсона — сплошь обладатели «Оскара» Вальц, Дженнифер Коннелли и Махершала Али в роли злодея Вектора. Здесь же есть тема выбора между разумом и чувством, властью и покоем, искусственным и настоящим и справедливостью и разумной осторожностью, а также отличная длинная экшн-сцена погони на моторбол-треке, в которой подосланные Вектором наемники-воины пытаются убить Алиту. Каждый цент из потраченного студией Fox бюджета в 200 млн долларов, что называется, виден на экране.

Но в наше время даже всего этого бывает мало. Бокс-офис-аналитики предсказывают, что в американском прокате «Алита: Боевой ангел» (в наших кинотеатрах — с 14 февраля, в 3D-залах фильм показывают на неделю раньше) стартует с суммы 25 млн долларов, а общие сборы вряд ли превысят 50 млн. В последние годы сайенс-фикшн вообще плохо идет в прокате. «Бегущий по лезвию 2049», «Призрак в доспехах», «Валериан» и «Хроники хищных городов» провалились, и «Алиту» может ждать та же участь, несмотря на то что фильм получился. «Алита» скорее может зафиксировать спад интереса к сайенс-фикшну в эпоху всех побеждающего Marvel — перед сеансом, на котором был автор этой статьи, было всего два трейлера — «Капитана Марвел» и финальных «Мстителей».

Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ