Геннадий Устиян

«Аллея кошмаров»: никто, кроме Гильермо дель Торо, не умеет показывать зло таким красивым

2 мин. на чтение

Гильермо дель Торо с большим успехом снимал свои фантазийные по большей части кошмары и в артхаусном формате («Хребет дьявола», «Лабиринт Фавна»), и в коммерческом, понятном каждому («Блэйд 2», «Хеллбой», «Тихоокеанский рубеж»). Но после «Оскара» в 2018-м за «Форму воды» он превратился в «важного» режиссера — так «Оскары» меняют карьерные траектории.

«Аллея кошмаров» (в кинотеатрах с 20 января) — следующий фильм дель Торо после «Формы воды», ремейк одноименного нуара 1947 года с тяжелой судьбой.

Плюсы:

— несмотря на свои долгие 2 часа 10 минут, это совершенный фильм. Нуар как жанр вообще требует от своего автора перфекционизма во всем, и дель Торо этот тест выдерживает;

— Дель Торо лучше, чем кто-либо, умеет сделать красивый мейнстримный фильм из сюжета категории «Б». Другими словами, он облагораживает низкую культуру, делая ее высокой. Но может показаться и наоборот: отношения главного героя с его девушкой как будто взяты из вполне благопристойной любовной драмы, но окружающий героев нуаровский кошмар принижает их роман до уровня бульварщины;

— «Аллея кошмаров» 1947 года с Тайроном Пауэром в главной роли так не нравилась главе студии XXth Century Fox Дэррилу Зануку из-за своей кровожадности, что он приказал снять ее с проката. Фильм провалился, но его открыли позже — через 11 лет (уже после смерти Пауэра) он был признан одним из великих нуаров. Интересно, что сам актер, уставший от своего амплуа героя-любовника, считал работу в «Аллее кошмаров» лучшей в своей карьере;

— оригинальная «Аллея кошмаров» вышла через два года после «Завороженного» (1945) Хичкока, задавшего моду на психоанализ в кино. Фильм был настолько популярным, что «Аллею кошмаров» можно считать мейнстримным фильмом, продолжающим тенденцию, введенную в массы Хичкоком;

— по сюжету человек с туманным прошлым Стэн Карлайл (Брэдли Купер) устраивается на работу в нечто среднее между луна-парком, шапито и кунсткамерой, влюбляется в артистку Молли (Руни Мара), зарабатывающую на сцене как «электрическая девушка», бежит с ней в большой город и становится известным медиумом. Зрители знают, что Стэн — шарлатан, как и его новая знакомая — психолог Лилит Риттер (Кейт Бланшетт). Коварная femme fatale предлагает Стэну информацию о своих клиентах в обмен на сеансы психоанализа. Конечно, как и положено в нуаре, все это окажется подставой. Учитывая род занятий и моральный уровень героев, среди них нет ни одного положительного, кроме невинной Молли;

— здесь потрясающие актеры, две обладательницы «Оскара» (Кейт Бланшетт и Мэри Стинберген) и шесть номинантов (Брэдли Купер, Руни Мара, Уиллем Дефо, Тони Коллетт, Дэвид Стрэтерн, Ричард Дженкинс). Из Купера получился очень хороший нуар-герой, обаятельный мошенник, а Кейт Бланшетт упивается своей ролью пожирательницы мужчин. По уровню кастинга фильм может соперничать с «Французским вестником» и «Не смотрите наверх»;

— судя по тому, как дель Торо последовательно снимает фильмы со словами «лабиринт», «хребет», «рубеж», «пик» и «аллея», хочется ему устроить сеанс психоанализа. А как не хотеть узнать, что в голове у любимого режиссера?

Минусы:

— хронометраж. Иногда кажется, что фильм топчется на месте, но все равно оторваться от экрана не получается;

— некоторые критики предъявляют фильму претензию, что Брэдли Купер в свои 46 лет неубедителен в роли человека, начинающего жизнь с чистого листа (Тайрону Пауэру на момент, когда он играл эту роль, было 33, умер он вообще очень рано, в 44-летнем возрасте). Но учитывая, что мы почти ничего не знаем о прошлом Стэна Карлайла кроме того, что он не любил отца и сжег свой дом, кто знает, кем он был раньше в жизни? Прожил 46 лет на ферме? Тогда логично, что он вступает в незнакомый для себя мир, ничего о нем не зная.

Фото: «Дисней Студиос»

Подписаться: