Ярослав Забалуев

Американская «Чайка» с Аннетт Бенинг дарит чеховскому тексту неожиданную свежесть

2 мин. на чтение

Молодой писатель Константин Треплев (Билли Хоул) живет в деревне у дядьки, полон амбиций и убежден, что искусству нужны новые формы.

Он сколачивает кособокую сцену в лесу, натягивает потертую простынь в качестве занавеса и заставляет соседку по даче Нину Заречную (Сирша Ронан), мечтающую стать актрисой, пороть со сцены белиберду про львов, орлов и куропаток. Среди зрителей — родственники Треплева, а также любовник его матери, актрисы Аркадиной (Аннетт Бенинг), по фамилии Тригорин (Кори Столл) — популярный беллетрист. Постановка Треплева терпит крах, зато на Заречную обращает внимание Аркадина, а Тригорин и вовсе в нее влюбляется, запуская цепь событий, которые ни к чему хорошему, конечно, не приведут.

Западные постановки русской классики совсем недавно перестали быть предметом безусловного осуждения. Случилось это, вероятно, после «Анны Карениной» Джо Райта, который для страховки позвал написать сценарий фильма тоже довольно великого писателя Тома Стоппарда. И тут выяснилось, что заморский взгляд на классический текст может подарить ему не только новое прочтение, но прежде всего — свежесть восприятия.

«Чайка» Майкла Майера (в кинотеатрах с 14 марта) — это, конечно, не городок в табакерке по мотивам Льва Толстого, который предложил зрителям Джо Райт, но тоже отличный способ проверить, хорошо ли вы помните классическую чеховскую комедию. Прежде всего тут без скидок блестящий актерский состав — не просто толпа звезд, проговаривающих текст, а действительно точно подобранные артисты, попадающие в свои образы. С чеховским текстом Аннетт Бенинг, Сирша Ронан и остальные работают легко, но без лишней фамильярности, а режиссер, к счастью, не пытается поддать в кадр пару ковшей русскости — в этом смысле дело ограничивается единственной и решенной вполне достойно сценой с исполнением Аркадиной «Очей черных» (по-английски).

Кроме того, в глаза сразу бросается цветовая и световая гамма. Оказывается, в сумрачном мире чеховских героев, мающихся от собственной бессмысленности, постоянно светит солнце, а лужайки и пруды вполне способны отвлечь от печальных мыслей. Иными словами, на авторов фильма, к счастью, не давит ответственность из-за работы над великим произведением, подарившим эмблему мхатовскому занавесу, а потому знакомый текст вдруг становится куда более ритмичным, чем помнилось. Сцены быстро сменяют друг друга, а их наполнение из-за взятого темпа и самого угла зрения оказывается более или менее соответствующим авторскому определению жанра.

Отсутствие священного трепета вдруг высвобождает неизменную чеховскую иронию. Разумеется, произведение, которое заканчивается (спойлер, если можно говорить о спойлере в данном случае, конечно) самоубийством главного героя, не превращается в «Американский пирог», но на первый план выходит заложенная Чеховым пародийность. Пафос графомана Треплева — особенно поначалу — и правда смешон не меньше, чем подчеркнутый эгоцентризм его матери. Если бы в режиссерском кресле сидел несколько более одаренный постановщик, чем, что называется, крепкий ремесленник Майер, мы бы получили одну из лучших чеховских экранизаций. Здесь же ближе к финалу действие становится скомканным, и финальный выстрел, к сожалению, оказывается холостым. Однако и в таком виде «Чайка» совсем не худший способ провести полтора часа жизни, обнаружив, что набивший оскомину текст может быть не менее увлекательным, чем иные гремящие спецэффектами блокбастеры.

Фото: Ракета Релизинг

Подписаться: