, 2 мин. на чтение

«Американские истории ужасов»: хоррор — это язык, на котором можно говорить о чем угодно

Производительность Райана Мерфи вышла на новый уровень: теперь его проекты множатся уже фактически почкованием. Совсем скоро, 25 августа, должен выйти десятый сезон «Американской истории ужасов», и вот, чтобы скрасить фанатам ожидание, Мерфи и его постоянный соавтор Брэд Фалчук подготовили спин-офф — все то же самое, только во множественном числе. Если «Американская история ужасов» задала тренд на сериалы-антологии («Настоящий детектив» и «Американская история преступлений» от того же Мерфи вышли позже), то «Американские истории ужасов» берутся вывести на новый уровень сериалы-альманахи. В новом проекте семь эпизодов, изначально было заявлено, что каждый из них будет посвящен отдельной истории.

Однако Мерфи не был бы собой, если бы сразу же не нарушил собственные правила: первому сюжету посвящены сразу две серии. Речь там идет о паре геев — Майкле и Трое (Мэтт Бомер и Гэвин Крил), которые вместе с дочерью Скарлетт (Сьерра Маккормик) переезжают в новый дом. Репутация у здания, разумеется, плохая, да и сами жильцы непростые: Скарлетт — девственница-лесбиянка, увлеченная БДСМ. Вскоре девочка найдет черный латексный костюм, который наделит ее сверхъестественной силой, а кровь польется рекой. Во второй новелле речь идет о проклятом фильме «Кролик, кролик», все зрители которого кидались убивать друг друга. В третьей (последней из показанных) действует квартет омерзительных видеоблогеров и Санта-Клаус в исполнении Дэнни Трехо.

Фанаты «Американской истории ужасов» почуяли радость узнавания с первых же кадров. Мэтт Бомер уже сотрудничал с Мерфи в четвертом и пятом сезонах шоу, проклятый дом фигурировал в самом первом. Создатели, разумеется, сознательно играют со зрителями: помимо автоцитат здесь есть отсылки к «Кристине» и «Кэрри» Стивена Кинга и еще много чему. Дэнни Трехо, к примеру, теперь пожизненно ассоциируется с «Мачете», и его эпизод нисколько не обманывает ожиданий. Интонационно спин-офф не то чтобы принципиально отличается от «материнского» сериала, но в отличие от него ни разу не претендует на по-настоящему эпический размах. Это не более чем сборник коротких историй, почти анекдотов, походя пародирующих еще и, например, серьезность «Черного зеркала».

Тем не менее Мерфи в очередной раз показывает, что хоррор не нишевый продукт, а язык, на котором можно говорить абсолютно о чем угодно. Серия про блогеров получилась пока наиболее ударной и злой, на грани саркастического фельетона. Однако фирменная легкая безалаберность в построении сюжета спасает «Истории» от излишней серьезности (она осталась в посттрамповском седьмом сезоне «Американской истории ужасов»). Кроме того, каждый из представленных анекдотов все время норовит немного разрастись вширь, обрасти остроумным контекстом. И главный хит здесь, конечно, противостояние в первом эпизоде дочери Майкла Джексона Пэрис и Кайи Гербер, дочери Синди Кроуфорд. Проекты Мерфи всегда богаты на подобного рода отсылки, создающие в результате собственный сюжет в контексте американской поп-культуры. На сей раз он, впрочем, кажется, не пытается сказать ничего конкретного, действуя в технике ловкого наперсточника, для которого ловкость рук даже важнее собственно обманного маневра. И наблюдение за этими ни к чему не обязывающими трюками — отличное, как ни крути, летнее развлечение.

Фото: HULU