«Амстердамская империя» вполне могла бы называться «Развод по-нидерландски» - Москвич Mag
Ярослав Забалуев

«Амстердамская империя» вполне могла бы называться «Развод по-нидерландски»

3 мин. на чтение

Релиз на Netflix сам по себе не гарантирует сериалу внимания критики и уж тем более зрителей. Даже наоборот: сгинуть в бездонном каталоге стримингового гиганта проще простого. Судя по всему, что-то такое произошло с голландским проектом платформы «Амстердамская империя». Сериал вышел 30 октября без лишнего шума — и будто бы с глухим бульканьем потонул в одном из каналов столицы Нидерландов. И совершенно напрасно — прекрасное настроение, которое способно подарить это шоу, особенно ценно в темное время года.

В центре сюжета здесь развод звездной четы с двумя десятилетиями счастливого брака позади. Он — Джек Ван Дорн (Якоб Дервиг), основатель крупнейшей в городе сети кофешопов «Шакал Джек» и пропагандист легализации марихуаны. Она — Бетти Йонкерс (Фамке Янссен), певица одного хита в прошлом и прирожденная светская львица в настоящем. Наконец, разлучница — молодая телеведущая Марьолайн Хофман (Элиз Шаап), которая не только покорила Джека, но и уже успела от него забеременеть. Бетти дежурно разносит одну из машин мужа клюшкой для гольфа, ожидая раскаяния, однако Ван Дорн решительно настроен на развод. Он предлагает оплатить полюбовное расставание двадцатью миллионами, но Бетти уже жаждет мести. В ближайшие месяцы на голову вероломного супруга обрушатся мафия, секс-компромат, еще одна бывшая жена, директор знаменитого порнотеатра и многие другие несчастья. Прежде чем Бетти хоть немного одумается, она даже заставит Джека состязаться в скачках на огромном механическом члене.

Шоураннеры «Амстердамской империи» — Пит Мэттис, Нико Моленар и Барт Уйтденхувен, на счету которых два сериала и один фильм про наркоторговца Ферри Боумана. «Борьбу в тени» и «Ферри» называют голландскими «Во все тяжкие». Оба шоу выдержали по несколько сезонов, их любят во всем мире, так что и в своем новом проекте авторы работают с той же темой, но мастерски меняют акценты. Это сериал, который вполне мог бы называться «Развод по-нидерландски».

Уже к финалу первой серии ясно, что болеть за какую-то одну команду здесь не получится. Противостояние аранжировано в духе шахматной партии, в процессе которой соперники то действуют поперек всех принципов и стремительно звереют, то, напротив, усыпляют бдительность человечностью. Во второй половине сезона уже совсем очевидно, что речь здесь не о том, кто прав, а о том, как хорошо на экране смотрятся самые неприглядные проявления супружеской любви. Таким сюжетам всегда к лицу остроумие вообще и ирония в частности, и в «Амстердамской империи», к счастью, много смешного. Впрочем, для художественного успеха было бы достаточно и одной-единственной Фамке Янссен, которая здесь ходит только в мини-юбках, как Маша Распутина времен расцвета, и в целом олицетворяет образ, который в России называется «шальная императрица» — в самом лучшем смысле слова. Чувствуется, что для актрисы это особая работа: Бетти стала первой ролью Янссен в родных Нидерландах и на голландском языке после нескольких десятилетий успешной карьеры в Америке.

Если же взглянуть на сюжет с мужской перспективы, то «Империя» отчетливо рифмуется с недавним «Черным кроликом» с Джудом Лоу. Здесь тоже речь о порочности мужского эгоизма, возрастном кризисе и ситуациях, в которых фактически невозможно сохранить лицо. Однако в отличие от нью-йоркского шоу амстердамское сделано легко и без лишней натуги. По духу и вайбу «Империя» ближе к «Джентльменам» Гая Ричи с их заразительной подзаборной метафизикой. Не случайно Джек Ван Дорн в какой-то момент сообщает, что хоть кварталы красных фонарей его юности и кишели бандитами, до наших дней дожил он один.

Фото: Netflix

Подписаться: