«Аргайл: Супершпион» — редкий в наши времена дорогой блокбастер с кучей звезд и спецэффектов, который не основан ни на комиксе, ни на популярной книге, ни на старом сериале, как, например, «Миссия невыполнима». И все равно он смотрится так вторично, будто режиссер Мэттью Вон, умеющий снять качественный, полный интересных идей блокбастер («Пипец», «Люди Икс: Первый класс», три «Кингсмена»), решил сделать не шпионский триллер, а пародию на него в духе «Голого пистолета». И все бы ничего, только подразумевается, что пародии должны быть смешными, иначе в чем смысл?
Плюсы:
— каждый новый фильм Мэттью Вона стоит смотреть, потому что он старается если не переиграть законы популярных жанров, то хотя бы попробовать их обновить или как минимум снять одну-две сцены, которые запомнятся надолго (как драка в церкви в первом «Кингсмене», например). Или придумать яркого экшн-персонажа, как охранницу с ногами-лезвиями (София Бутелла) в том же фильме. В «Аргайле» (в прокате США с 2 февраля, в России картину можно посмотреть только онлайн у пиратов) есть несколько экшн-сцен, в которых Вон пытается проделать то же самое, но у любого воображения есть пределы. Хотя попытка похвальная;
— фильм начинается как пародия на Джеймса Бонда — красавец-шпион Аргайл (сам Супермен Генри Кэвилл, неудачно пробовавшийся на роль Бонда, явно не упускает случая напомнить нам, что мы потеряли) танцует с сексуальной злодейкой (певица Дуа Липа в неизменном камео знаменитой красавицы, как будто попавшей в кино случайно). Через пару минут мы узнаем, что все увиденное на экране — выдуманный сюжет книги популярной писательницы приключенческого жанра Элли Конвей (Брайс Даллас Ховард), которая проводит вечера не так романтично, как описано в ее книгах, а за ноутбуком в компании кота Альфи с вечно недовольной мордой. Встреченный в поезде (Элли боится летать, что послужит еще одним тестом ее силы воли в дальнейшем) настоящий шпион Эйдан (Сэм Рокуэлл после «Оскара» за «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» решил сниматься в более легковесных проектах) рассказывает потрясенной Элли, что сюжеты ее книг очень некстати воплощаются в реальности, и теперь ей грозит смертельная опасность — за ней охотится всемогущая агентская организация «Дивизион» во главе с карикатурным злодеем Риттером (Брайан Крэнстон). Все бы ничего, но мы это видели где-то раньше, а именно в приключенческом «Романе с камнем» и его сиквеле в 1980-х тоже про писательницу, которая бросается жить жизнью своих героев, и в двухлетней давности «Затерянном городе», где Сандра Буллок делает примерно то же самое;
— Вону показалось мало заимствовать историю про писательницу, попадающую в свою же книгу, и он идет дальше, превращая Элли в бывшую шпионку, которой отшибло память — совсем как в триллере 1990-х «Долгий поцелуй на ночь», где похожая неприятность произошла с Джиной Дэвис. Сходство поражает вплоть до деталей — как и в свое время героиня Дэвис, Элли из кудрявой наивной паиньки превращается в холодную блондинку Рэйчел как только что после укладки, и теперь зрителям предлагается следить за тем, какая из двух личностей возьмет в ней верх. Если это намек на то, что каждый человек не так прост, как кажется, и в каждом борется тихий буржуа и бесшабашный авантюрист, зрителям он проговаривается совсем не тонко;
— здесь больше звезд, чем на ночном небе в июле в хорошую погоду. Помимо Ховард, Рокуэлла, Кэвилла, Крэнстона и Дуа Липы нас пытаются развлечь изо всех сил прекрасная комедийная актриса Кэтрин О’Хара в роли матери Элли (хочется без спойлеров, но ее героиню тоже ждет резкая сюжетная трансформация где-то в середине фильма), Сэмюел Л. Джексон, уже игравший у Вона в «Кингсмене», непонятно что здесь делающий Джон Сина в маленькой неблагодарной роли помощника Аргайла, София Бутелла, которой Вон на этот раз подарил роль «Хранительницы секретов», где не надо махать ногами, и обладательница «Оскара» позапрошлого года Ариана Дебос. То есть на экране буквально нет ни одного лица, которое не было бы известно миллионам. Как хотелось бы, чтобы сценарий им соответствовал;
— в фильме есть проходной персонаж — русский хакер по фамилии Бакунин, и Мэттью Вон знает, кто это такой.
Минусы:
— дело даже не в том, что сценарий плох. В него формально напичкано все, что делает обычный фильм блокбастером. Здесь каждые пять минут случается какое-нибудь переломное откровение, которое полностью меняет отношение зрителей к происходящему. Герои оказываются друг другу родственниками, а через несколько минут выясняется, что это ложь. Когда все это длится больше двух часов, хочется, чтобы авторы фильма сосредоточились на чем-то одном, но сделали это хорошо, а не метались бы в попытках угодить зрителю, который вот-вот достанет телефон. В итоге он так и делает, а как иначе, если за происходящим на экране невозможно следить, да и уже не хочется;
— вся эта беготня затеяна, потому что все герои ищут архив, доказывающий переход главы ЦРУ на темную сторону. После того как Джеймс Бонд и его вторичные последователи столько раз спасали мир, ставки происходящей здесь игры кажутся низковатыми. Не очень понятно, за что умерла Дуа Липа в первые пять минут фильма — если из-за какого-то хакерского блокнота, то ее смерть кажется напрасной;
— «Аргайл» страдает от того же недуга, что и многие другие блокбастеры с бюджетом около 200 млн последних лет вроде нетфликсовских «Красного уведомления» и «Сердца Стоун» — все элементы для зрелищного кино есть, но именно поэтому они смотрятся вторично. Вроде бы перед нами сатира на шпионское кино, но несмешная. Вроде бы — шпионский триллер, но во время просмотра сердце ни разу не замирает от сопереживания героям, которые скорее бесят. Вымышленные события в книге Элли ничем не отличаются от вымышленных событий в ее жизни, все сливается в один поток погонь и откровений, за которым быстро становится скучно следить;
— в какой-то момент вся надежда остается на кота, но и он подводит, не вовремя мяукнув всего один раз;
— в предыдущих фильмах Вон ухитрялся балансировать на тонкой грани между кино и цирком. На этот раз он ее перешел.
Фото: Apple TV+