Западный белый герой, отказывающийся от своих корней, чтобы принять новую, больше подходящую ему по моральным соображениям (а иногда и по климату) родину — давняя литературная и кинотрадиция.
Недовольный устройством общества, в котором он вырос, этот герой должен доказать новым соплеменникам, что он ни в чем им не уступает и даже в чем-то лучше, как, например, Пол Атрейдес в «Дюне», Джон Данбар в «Танцах с волками» или тот же Джейк Салли (Сэм Уортингтон) в первом «Аватаре». Это отношение белого человека к другим цивилизациям сейчас кажется довольно двусмысленным: с одной стороны, он искренне хочет помочь спасти «экзотический» народ от уничтожения, с другой — многие местные (и теперь уже западные люди тоже) считают его поступок следствием «комплекса белого спасителя», в котором изначально заложен дискриминационный элемент («Я вас научу и спасу, милые островные ребята. Ой, какие красивые на вас бусы»).
Этот тектонический сдвиг в сознании — главный произошедший в мире за последние 13 лет с момента выхода в прокат первого «Аватара», ставшего самым кассовым фильмом в истории кино и до сих пор удерживающего первое место со сборами под 3 млрд долларов. Но кому испытывать «комплекс белого спасителя», как не Джеймсу Кэмерону, который четыре десятилетия остается самым крепким голливудским режиссером (то, что он не снимал 13 лет со времен первого «Аватара» — большая потеря для кино)?
Тем более удивительно, что Кэмерон, который еще в прошлом веке снял два едва ли не лучших сиквела в истории Голливуда — «Чужих» и «Терминатора 2» — в продолжении «Аватара» (в прокате США с 15 декабря, в России фильм можно посмотреть онлайн у пиратов) пошел по самому легкому пути и почти повторил сюжет первой части, просто сменив декорации, впрочем, впечатляющие. Правило подхода к стандартному голливудскому сиквелу — «все то же самое, только громче, больше и длиннее» — превратилось в штамп, которого Кэмерон не избежал.
Спустя годы после событий первого «Аватара» на Пандоре установилась идиллия. Джейк Салли, в конце первой части окончательно расставшийся со своей земной оболочкой, и его жена Нейтири (Зои Салдана) родили троих детей: сыновей Нетейама (Джеми Флаттерс) и Ло’ака (Бритен Далтон) и дочь Тук (Тринити Джо-Ли Блисс) и стали воспитывать двух приемных: Кири, дочь умершей в первой части антрополога Грейс (73-летняя Сигурни Уивер сыграла обеих, да, в эпоху спецэффектов такое возможно), и Паука (Джек Чемпион), оставшегося на пандорской базе после того, как ее покинули люди. Но дела на Земле идут совсем плохо, она все больше становится непригодной для обитания («Аватары» — в первую очередь экологическая утопия, поэтому критика обращения человека с окружающей средой здесь на первом месте), и на Пандору возвращается главный противник Джейка, погибший в первом фильме полковник Майлз Куорич (Стивен Ланг). Враг мимикрирует и адаптируется к новым условиям — Куорич теперь тоже аватар с загруженной памятью своего земного оригинала-солдафона. Дальнейший сюжет ходит по кругу и удивляет неспособностью такой дорогущей кинематографической команды придумать ничего лучше, как похищение полковником детей Джейка, причем не один, а три раза — молодежь практически сама беспечно натыкается на «небесных людей» (так тут называют землян). В общем, это фильм о непослушных детях, которые могли бы и посидеть дома, когда их отца хотят убить. Собственно, по сюжету Джейк то теряет детей, то их освобождает, и так весь фильм.
Примитивный сюжет частично искупают компьютерные красоты середины фильма, где изгнанные из родного леса на-ви приходят за помощью к рифовому племени меткаина, и Кэмерон проделывает тот же трюк, что и в первом «Аватаре», только с морской фауной. Если в первом фильме он просто приделывал лошадям лишнюю пару ног и выдавал их за фантастических тварей, то тут он приделывает лишнюю пару глаз и плавников китам и называет их тулкунами — здесь даже есть вставленная, как из другого фильма, охота людей на такого тулкуна, чтобы лишний раз показать их жестокость.
Иногда кажется, что Кэмерон поддерживает собственную гигантоманию не в интересах фильма, а чтобы просто придать второму «Аватару» статус «важного длинного кино», настолько здесь много повторов, лишних отступлений и цитат из собственных «Бездны» и «Титаника» — фильмов, где вода как смертельная угроза и полноценный герой показаны гораздо интереснее, чем в «Аватаре» — здесь подводный мир в первую очередь призван убаюкивать зрителей своей красотой и безопасностью. Скажем, зачем приглашать на роль рифовой шаманки Ронал Кейт Уинслет, чтобы в итоге сделать ее героиню совершенно неузнаваемой под слоями спецэффектов? На ее месте могла быть любая другая актриса. Или, например, Кэмерон включает сцену, отсылающую к сюжету об Ионе в чреве кита, но никак больше не обыгрывает это в картине.
За спецэффекты «Аватару 2» можно поставить твердую пятерку, за сюжет — два, за оригинальность в подходе к продолжению самого кассового фильма в истории — примерно столько же (когда из предыдущей картины возвращаются покойники, вы знаете, что это плохой знак). «Путь воды» — первый из четырех сиквелов, которые начнут выходить со следующего года. Давайте надеяться, что в следующем фильме на-ви и их новые друзья меткаина не будут вынуждены скрываться от полковника Куорича уже у какого-нибудь третьего племени Пандоры, о котором мы пока ничего не знаем. Например, у такого, которое живет, как кроты, под землей. Это будет слишком даже для Кэмерона.
Фото: 20th Century Studios