«Аватар: Пламя и пепел»: славное будущее превратилось в надоевшее прошлое
Где-то в начале нового, третьего «Аватара», вышедшего в прокат (у нас его можно посмотреть только у пиратов) аж через 16 лет после первого, главный герой Джейк Салли (Сэм Уортингтон) отвечает принявшему его в свои ряды народу нави, когда они просят его в очередной раз сесть на гигантскую хищную птицу Торук и пойти войной на врагов: «Если оседлать зверя, сам станешь зверем».
Пацифистская философия всегда была частью посыла «Аватара», но в данном случае слова Джейка можно отнести и к самому фильму и его создателю Джеймсу Кэмерону, который за свою долгую карьеру снял один сиквел собственного фильма («Терминатор 2: Судный день») и один чужого (простите за тавтологию — «Чужих»). И второй «Терминатор», и «Чужие» входят в списки лучших сиквелов в истории кино, чего не скажешь о второй и третьей частях «Аватара», которые обречены повторять приемы и сюжетные ходы первого фильма. В этом смысле Кэмерон, оседлавший зверя по имени «многомиллионная франшиза», обречен ходить по кругу и не иметь возможности вырваться с небольшой, в общем-то, Пандоры. Поэтому и Джейк, сначала понимая, что хорошо бы разрубить круг насилия раз и навсегда, садится на своего Торука и летит навстречу все тому же врагу, от которого он вроде бы избавился, причем дважды, что особенно обидно.
Плюсы:
— полковник Майлс Куорич (Стивен Лэнг), тот самый, с которым мы распрощались еще в 2009-м, по-прежнему зол на своего бывшего капрала-предателя Джейка и его супругу-нави Нейтири (Зои Салдана), и у него для этого есть дополнительная причина — его сын-подросток Спайдер (Джек Чемпион) еще в прошлом фильме перебежал к голубому народу, а биологического отца даже знать не хочет (антиколониалистские идеи, как известно, обладают высокой степенью заразности). Движимый чувством мести полковник находит союзницу в лице предводительницы живущего в кратере вулкана племени Мангкван, которых нави называют охотниками. Варанг играет внучка Чарли Чаплина Уна Чаплин, и она полна такой агрессии и ярости, что кажется, будто сам великий дед восстал из мертвых, чтобы отомстить за то, что сделал Голливуд с кино примерно за сто лет. Начинается череда похищений, пленений, освобождений и побегов, которые не имеют никакого смысла, кроме того, что все это снято очень красиво, как всегда у Кэмерона;
— Кэмерон настолько велик, что формат 3D, от которого в Голливуде давно отказались из-за неудобства, сохранился только для того, чтобы можно было раз в несколько лет смотреть очередной «Аватар»;
— видно, что Кэмерону еще не надоела Пандора (в отличие от многих поклонников первого фильма). Хотя в «Пламени и пепле» гораздо меньше новаторского построения миров, чем в первых двух частях, это можно объяснить тем, что тема третьего фильма визуально гораздо беднее — племя Варанг объяснимо живет в условиях, близким к пустынным, тогда как действие второго «Аватара» происходило в мире воды с его богатством флоры, фауны и цвета. Но Кэмерон продолжает любоваться сценами погони хищных кальмаров за нашими героями или прыжками китов, топящих в финале суда колонизаторов-землян. Видно, что если «Пламя и пепел» будет коммерчески успешным (а судя по начальным сборам, он будет), Кэмерон вернется на Пандору и в четвертый раз, и в пятый. Главное, чтобы он не забыл прихватить с собой историю посвежее;
— «Пламя и пепел» показывает нарративные и визуальные особенности стиля Кэмерона и его любовь к некоторым деталям, которые можно назвать постмодернистским самоцитированием. Когда в финальной битве обломки кораблей падают в море, методично гудит аварийная сирена, противники пытаются использовать в бою механические погрузчики, а голубая девочка с лицом Сигурни Уивер называет поверженного врага сукой, как не вспомнить канонический финал «Чужих» из 1980-х.
Минусы:
— главный минус «Пламени и пепла», конечно, в том, что Кэмерону уже нечего сказать, поэтому он просто помещает каждый новый фильм в разные декорации — в предыдущем «Пути воды» (2022) было больше жидкости, в «Пламени и пепле» больше, э-э-э, пламени и пепла. Можно только представить себе лица актеров, которые получили сценарий и узнали из него, что, в общем, снимаются все в том же фильме, что и в прошлый раз;
— Кэмерон умеет снимать экшн, но здесь его так много и он настолько одинаковый и бестолковый, что вместо восхищения вызывает, наоборот, отупляющую сонливость. Критик из The Hollywood Reporter Дэвид Руни даже пошутил, что это «Пламя и пепел» должен называться «Битва за битвой», а не драма Пола Томаса Андерсона;
— и уж точно фильм ничего бы не потерял, если бы часть этого однообразного экшна не попала в окончательный вариант. Первый «Аватар» длился 2 часа 42 минуты, и как человек, который зимой 2009 года поехал в московские –30 смотреть фильм на IMAX-экране во второй (!) раз, могу сказать, что этот хронометраж был оправдан. Сиквел «Путь воды» длился 3 часа 12 минут, а «Пламя и пепел» — еще на пять минут дольше. В этом смысле Кэмерон похож на демагога, который тянет время, надеясь, что никто не заметит, что ему нечего сказать по делу. В прошлый раз сработало — сработает и в этот.
Фото: 20th Century Studios

