Для поклонников немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина последний его фильм стал для кого приятным, для кого — не очень (в зависимости от того, насколько у вас крепкий желудок) — сюрпризом.
Турок Акин родился в Гамбурге и в своих фильмах не раз интересовался национальным вопросом («Шрам») и проблемой терроризма (его предыдущий «На пределе»). Если говорить о жанрах, то он с одинаковым успехом снимает и драмы («На краю рая»), и комедии («Душевная кухня»). В каком-то смысле его взгляд на Европу — это взгляд человека, помнящего, что он не совсем европеец, и оттого еще интереснее. Но «Золотая перчатка» (в кинотеатрах с 30 мая) — это что-то совсем новое, комедия о реально жившем маньяке-убийце Фрице Хонке (его играет обезображенный гримом красавец Йонас Дасслер), прятавшем разрубленных проституток в стене собственной мансарды над соседями — греческой семьей, законопослушной иммигрантской новой ячейкой немецкого общества, противопоставляемой Акином распаду местного населения.
Вообще удивительно, как мало происходит в фильме по части сюжета. Фриц только и занимается, что пьет в пивной «Золотая перчатка», водит в квартиру, стены которой украшены лучшими образцами дальнобойщик-арта, истасканных проституток и зверски убивает их чем попадется под руку — у нашего героя проблемы с потенцией и управлением гневом. Собственно, в самой первой сцене мы видим Фрица (удивительно похожего на прапорщика Задова в исполнении Дмитрия Нагиева или Гитлера в версии Бруно Ганца), судорожно пытающимся натянуть мусорный пакет на труп очередной жертвы.
Акин не стесняется показывать совсем уж отвратительные вещи, причем делает это смешно (одна из проституток мажет спящему Фрицу пенис горчицей, и тот вскакивает с дикими воплями). Но Фриц при этом получается у режиссера все равно вполне человечным — перед тем, как начать резать пилой очередную жертву, он садится покурить, выпить шнапса и собраться с духом. Все же не железный.
Но главной героиней картины можно считать не Фрица, а пивную из названия. Действие происходит в Гамбурге в 1974-м, и туда вполне могли заходить герои-отщепенцы Фассбиндера. Люди с прозвищами Норберт-Фашист (служил в СС) и Гюнтер-Тампон. Изможденные женщины без будущего, пьющие как в последний раз. Кажется, что это место, где Германия спустя десятилетия топит в шнапсе ужас от того, что сама совершила, и пытается поскорее забыться, желательно навсегда.
Конечно, невольно напрашивается сравнение с «Домом, который построил Джек» Ларса фон Триера, другой относительно недавно вышедшей комедией про маньяка-убийцу. Все же это очень разные фильмы. Фон Триер шокирует буржуа, задает «модные» вопросы о допустимом в искусстве, снимая при этом американских знаменитостей. У Акина звезд нет (как нет и попытки навести хоть какой-то лоск — Фриц работает уборщиком на заводе, а потом, бросив пить, «дослуживается» до охранника), но есть вполне изящный голливудский хеппи-энд — ни о чем не подозревающая глупая молодая Германия чудом избегает повторения ужасов, через которые прошло предыдущее поколение.
Фото: Русский Репортаж