, 3 мин. на чтение

«Барби» — это женская «Матрица»

Когда стало известно, что студия Warner Bros. снимет фильм о Барби, проект казался бессмысленной корпоративной коллаборацией с производителем кукол Mattel. Позже все оказалось гораздо интереснее — звезда фильма Марго Робби показала характер и проявила здравый смысл, настояв, чтобы Грета Гервиг, написавшая сценарий вместе с мужем, режиссером Ноа Баумбахом, сняла фильм и как режиссер. Все, кто смотрел предыдущие фильмы Гервиг — «Леди Берд» и «Маленькие женщины», — уже знали, что «Барби» получится не просто хорошим фильмом, но и не самым глупым, несмотря на свою пустую (в прямом смысле) главную героиню.

Плюсы:

— главное в «Барби» то, что Гервиг удивительным образом удалось и воспеть Барби, и показать ее ограниченность. Барбиленд так сочится розовым, что, говорят, покраска декораций истощила все запасы розовой краски в магазинах Америки. Поклонницы куклы отнеслись к походу в кино как к поводу для косплеинга и надели все розовое, что нашли в гардеробе.

Фильм не просто симпатизирует Барби, но восхищается ею. Барби живет в мультирасовом и инклюзивном мире, где правит чернокожая президент Барби (Исса Рэй), а другие Барби получают Нобеля и вообще занимают все ниши, которые в реальном мире предназначены для мужчин (напоминание: США до сих пор не выбрали женщину-президента — в отличие от Барбиленда). Но одновременно «Барби» и критика всего, что представляет собой самая известная в мире кукла. В одно прекрасное утро главная, Стереотипная Барби поймала себя на том, что думает о смерти, в душе внезапно включилась холодная вода, стопы вдруг стали плоскими, а на гладкой идеальной коже выступил целлюлит. Странная Барби (Кейт Маккиннон), когда-то пострадавшая от плохого обращения хозяйки, дает Стереотипной Барби совет — поехать в реальный мир и отыскать девочку, из-за которой кукла стала с изъяном. Барби бежит из кукольного мира, не зная, что, по мнению своих создателей из корпорации Mattel, совершает преступление. Так «Барби» превращается в женскую версию «Матрицы» — Барби не хочет больше жить в своем пузыре, хотя причина, по которой она бежит из Барбиленда, противоречит здравому смыслу — она как раз хочет вернуть свою прежнюю жизнь и оставить все как было. Фильм продолжает эту двусмысленность: с одной стороны, Барби живет в феминистском раю, с другой — вся ее философия противоречит феминистскому движению реального мира;

— забавно, что фильм о Барби в какой-то момент становится картиной о бунте Кена (Райан Гослинг). Увязавшись за любимой женщиной (Кен был создан в 1961-м именно как друг и поклонник Барби, никакой своей личности и цели в своей кукольной жизни у него нет), Кен открывает для себя патриархат реального мира и, вернувшись в Барбиленд, начинает устанавливать свои правила, вести себя как токсичный мужлан и посылать Барби за пивом. Но, что возможно только здесь, в фильме это не смотрится дискриминацией — наоборот. Так как в перевернутом мире кукол Кены — подчиненные существа, второстепенные граждане, так и хочется крикнуть в экран: «Свободу Кену!» (его монологи о тяжелой судьбе мужчины без гениталий явно написаны мужем режиссера — настолько они убедительны и выстраданы);

— хотя блистать здесь должна Марго Робби, роль Барби оказалась по-актерски неблагодарной. Робби сейчас единственная звезда в Голливуде, которая в своей возрастной группе может сыграть идеальную искусственную женщину, живущую в воображении мужчин, и достаточно умна и талантлива, чтобы подыграть Гервиг в ее сатирических уколах. И все же сама роль куклы ее ограничивает — у Барби несколько выражений лица, без нюансов. Настоящее открытие здесь — Райан Гослинг. Он играет своего Кена не только как украшение пляжа (причем не в качестве спасателя, например, а именно пассивного украшения), но и как уязвленного поклонника, и как глупого мачо, и как человека, который прозрел. Интересно, что после почти 30 лет в кино (Гослинг начал сниматься в 15) актеру понадобилась роль самого пустого персонажа в истории — Кена, чтобы показать себя в полную мощь;

— радует, что корпорация Mattel профинансировала фильм, в котором собственное руководство выведено идиотами, это всегда внушает уважение;

— Гервиг сняла один из самых жизнерадостных и позитивистских фильмов за долгие годы, умудрившись подчинить своему стилю, казалось бы, совсем не подходящий для интеллектуального осмысления материал. «Барби» настолько популярна (выйдя в международный прокат 21 июля, она уже собрала в прокате 356 млн долларов, в России ее можно посмотреть только онлайн у пиратов), что она вполне может оказать большое влияние на современную поп-культуру и ход истории феминизма. Барби появилась в конце 1950-х как замена кукол, с которыми девочки играли в дочки-матери. Радикальное феминистское движение 1960–1970-х отрицало Барби как реакционное явление, символ всего, что старомодные мужчины хотят видеть в женщине. Сейчас, когда движение #MeToo подугасло, переваривая первых жертв — сверженных мужчин вроде продюсера Харви Вайнштейна, история на новом витке может вывести на первый план женственную феминистку, не стыдящуюся быть сексуальной и казаться легкомысленной.

Минусы:

— половинчатость и осторожность Греты Гервиг, снявшей фильм, который нравится всем, оборачивается и минусом фильма. В конце концов это кино, в котором капитализм кается в своих перегибах, чтобы продать еще больше кукол.

Фото: Warner Bros. Pictures