Кажется, пора устраивать кинофестиваль фильмов со Шварценеггером — только в этом месяце выходит второй после «Хищника: Планета смерти» фильм, в первой версии которого железный Арнольд снимался в 1987-м. Правда, если новый «Хищник» — сиквел, то «Бегущий человек» (в кинотеатрах США с 14 ноября, у нас фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) — ремейк. Стивен Кинг (он тогда писал еще под псевдонимом Ричард Бахман) в 1982-м поместил действие «Бегущего человека» в 2025-й, и Эдгар Райт оставил все как есть, считая, что мы уже живем в мире, описанном классиком. То, что для Кинга в 1982-м и режиссера Пола Майкла Глейзера в 1987-м было сайенс-фикшном, для нас окружающая жизнь.
Плюсы:
— итак, 2025-й. Экономика в заднице, один процент населения живет за высокими воротами, остальным едва хватает на лекарства. Болезнь двухлетней дочери Кэти заставляет главного героя Бена Ричардса (Глен Пауэлл после другого сиквела-ремейка «Смерч 2» пошел по высокобюджетным переделкам старых блокбастеров, пытаясь стать новым героем боевика) решиться на участие в жестоком шоу «Бегущий человек», несмотря на протесты жены Шейлы (Джейми Лоусон), барной официантки. Бену невыносимо терпеть, что его любимая обслуживает озабоченных, распускающих руки богачей. Бена уволили с завода за то, что он заступился за товарища — так нам дают понять, что он последний человечный человек в этом антиутопичном мире, где каждый за себя. Что будет дальше, мы уже знаем — Бен весь фильм будет бежать и скрываться от охотников, чтобы получить миллиард долларов, если продержится живым в течение 30 дней. Но ставки окажутся еще выше — став популярным, Бен из участника шоу станет символом восстания против «продажных медиа», которые «настраивают людей друг против друга»;
— Джош Бролин играет продюсера «Бегущего человека» Дэна Киллиана как этакого Константина Эрнста, который ценит Бена за его приступы бессильной ярости и планирует сделать из него суперзвезду. Бролин играет своего героя как беспринципного профи в хорошем смысле — его интересуют только рейтинги. В общем, неважно, кто в этом мире прав — прав только тот, кто больше заработал. В этом смысле Стивен Кинг предвидел «экономику внимания», которая уже в наше время сделала президентом Дональда Трампа и вывела в лидеры других популистов;
— если сейчас пересматривать старого «Бегущего человека», он смотрится наивным и видно, насколько плохо играет Шварценеггер. Но от Арнольда никто никогда не ждал актерских побед — в 1987-м он был еще настолько свежим и обаятельным, что просто его присутствие на экране являлось гарантией, что все будет хорошо. Глен Пауэлл гораздо лучший актер, чем Шварценеггер, но это совершенно в данном случае неважно — он бежит, уворачивается от пуль и гранат, прыгает из окна и снова бежит (актер хвастал, что его учил бежать по-киношному сам главный кинобегун мира Том Круз — это заметно, бежит он хорошо). Но в отличие от 1980-х мы живем в безгеройное время, которое сделало институт звезд бессмысленным. Можно ли считать Глена Пауэлла звездой? Пожалуй. Но ходят ли на него миллионы зрителей, как раньше ходили на Шварценеггера? Вряд ли.
Минусы:
— давние поклонники, полюбившие Эдгара Райта после «Зомби по имени Шон», «Типа крутых легавых» и «Скотта Пилигрима против всех», ценят его фильмы за пацанскую энергию и гиковский юмор. В «Бегущем человеке» этих примет стиля очень мало — видно, что для него это всего лишь работа за зарплату, сделанная качественно, но без огонька;
— в финале, как и положено, настоящие злодеи наказаны, но почему-то облегчение не наступает — возможно, потому что описанное Стивеном Кингом в 1982-м оказалось правдой в 2025-м, и это мешает воспринимать торжество добра как полноценный хеппи-энд.
Фото: Paramount Pictures