Адам Кей (Бен Уишоу) — редкий житель Лондона, который может себе позволить под утро бродить по улицам с отсутствующим видом и в окровавленной одежде, не боясь полиции.
Адам работает акушером в государственной больнице, так что кровь на одежде в его случае — элементарное доказательство появления на свет новой жизни. В остальном жизнь самого Кея не сахар. Работа — адская, переработки никто не оплачивает, медсестры хамят. Единственная подруга — практикантка Шрути (Амбика Мод), у которой помимо прочих проблем на носу еще и экзамены. Бойфренд (Рори Флек-Брин) бесит Адама своей веселостью, но в то же время юноши планируют пожениться. Впрочем, отношения отношениями, а пока работа — кровь, пот, слезы, а иногда и смерть.
Настоящий Адам Кей — человек удивительный судьбы. В 2010-м после четырех лет работы акушером он оставил эту работу и переквалифицировался в телесценаристы. Еще через семь лет, в 2017-м, он выпустил книгу «Будет больно», которая стала бестселлером и лакомым куском для продюсеров. Сценарий сериала он написал самостоятельно, превратив свои заметки молодого врача в стройное повествование. Кстати, нынешний муж Адама — Джеймс Фаррелл, сопродюсер «Игры престолов».
Критики хвалят «Будет больно» за то, что сериал совершенно не романтизирует профессию врача. Это чистая правда, но не вся. Здесь не романтизируется вообще ничего. Вечеринка в стрип-клубе — душевные полуголые девицы и усталые пьянющие клерки, которым нужно, чтобы их хоть кто-то прижал к груди. Дискотека в гей-клубе? Адам шарахается от друзей своего бойфренда как от холеры, не может найти себе места, и никакого очарования ситуацией так и не происходит. Причем речь не идет о наличии или отсутствии так называемой духовности. Просто все люди разные, некоторые вообще нигде не могут найти себе места и при этом совершенно не выглядят ни героически, ни даже красиво, а главное, порой сами чувствуют смертельную усталость от собственной отдельности. Даже когда на экране происходит что-то комическое, это скорее смех как защитная реакция — или измученная ухмылка главного героя.
Уишоу играет Адама монотонно, но с колоссальным внутренним напряжением, которое раз в пару серий разносит в щепки все, что попадает под ударную волну. При этом он совсем не плохой человек, просто очень усталый и крайне убедительно лишенный всякой веры в будущее. Некоторые уже назвали эту роль лучшей в карьере звезды «Парфюмера».
Одним из финальных сюжетных детонаторов станет его речь на неком официальном мероприятии, в которой Адам среди прочего сообщит о высоком проценте суицидов среди врачей — статистике, которую озвучивать не принято. Наверняка таковая существует и в России и вообще в каждой стране. И вряд ли людям, которые каждый день вопреки всему пытаются кого-то спасти на государственной службе, хоть где-нибудь приходится легко. Примерно таким образом, вероятно, выглядели бы выводы, которые из этой истории могли сделать Майк Ли или Кен Лоуч — режиссеры-классики британского социального кино. Однако Кей, по всей вероятности, решил вновь вернуться к своему болезненному прошлому совсем не для сведения счетов. Колоссальный плюс сериала в том, что он вообще никого не предлагает осуждать — ни обозлившихся врачей, ни их малодушных начальников, ни уж тем более высших чиновников.
Адам Кей предупреждает и успокаивает: больно действительно будет, но боль — это прежде всего сигнал, без которого болезнь точно не вылечить. Все его герои больны по-разному и все они заслуживают не осуждения и даже не анализа, а выздоровления. Или простого сочувствия — хотя бы от человека по другую сторону экрана.
Легально сериал доступен на «Кинопоиск HD».
Фото: BBC One