«Без гражданства» и Кейт Бланшетт вглядываются в людей с зыбким юридическим и не только статусом
Если Кейт Бланшетт не станет главной фигурой грядущего сезона наград, одной из лучших современных актрис впору будет задуматься о заговоре против себя. Впрочем, пролететь мимо номинаций на «Эмми» ей удастся вряд ли.
Бланшетт умеет сиять, она совсем не случайно так ярко смотрится в разного рода ретросюжетах («Кэрол», «Меня здесь нет»), она звезда в абсолютном голливудском смысле и не попала в каст, скажем, «Голливуда» Райана Мерфи исключительно из-за того, что слишком сильно оттягивала бы на себя внимание. Или из-за того, что была занята собственной телевизионной экспансией: «Без гражданства» уже второй телепроект Кейт в сезоне. Первым стала «Миссис Америка» — ее безусловный бенефис в роли защитницы традиционных ценностей. В новом сериале Netflix актриса выступает уже не только продюсером, но и шоураннером — именно ей принадлежит идея проекта. И особенно изящно, что на сей раз она сыграла в собственном сериале небольшую (хоть и ключевую для сюжета) роль — две главные выглядели бы признаком неуверенности, недостойной голливудской королевы.
Местом действия «Без гражданства» стал австралийский лагерь для мигрантов, где пересекаются судьбы нескольких предельно разных героев. Охранник Кэм (Джай Кортни) пришел сюда работать, несмотря на возражения родственников, поскольку надо кормить семью. Чиновница Клэр (Ашер Кэдди) воспринимает работу здесь как повышение по карьерной лестнице, но быстро тонет в царящей здесь крайне спорной (с гуманистических позиций) морали и ворохе бумаг. Афганец Амир (Файссаль Баззи) потерял жену и дочь и уже долгое время ждет решения собственной семьи. Наконец, австралийка Софи (Ивонн Страховски) попадает сюда при совсем уж странных обстоятельствах да еще пытается выдать себя за немку, чтобы ее депортировали в Европу.
Собственно, блондинка Страховски (знакомая поклонникам «Декстера») в этом хоре очевидно (хоть и не слишком явно) солирует, и это выглядит шуткой шоураннера — в этой роли легко представить саму Бланшетт. Она, однако, сыграла другую роль — тренера личностного роста, которая на пару с мужем (Доминик Уэст) сводит с ума состоятельных австралийцев, чтобы в итоге выкинуть их на обочину жизни.
Нет ничего удивительного в том, что социально и политически активная Бланшетт крепко ухватилась за проблему мигрантов, которая сейчас остро стоит во всем мире. Однако приятно, что актриса и ее команда не стали превращать основанную на реальных событиях историю в передовицу, вместо этого разглядев в сюжете очевидную метафоричность — «Без гражданства» здесь предполагает не только юридический статус, но и общую потерю каких бы то ни было жизненных опор. Общечеловеческий смысл вся эта история приобретает благодаря элементарному на первый взгляд приему. Герои будто бы отрезаны от решающей их вопросы верхушки, предоставлены более или менее сами себе. Это вынуждает зрителя всматриваться не в проблему вообще, а в героев, чьи очень конкретные судьбы решаются на протяжении шести серий. С другой стороны, сериал умело балансирует между почти кафкианской фантасмагорией (жанр особенно близкий русским зрителям) и триллером, благодаря чему важный, но не слишком презентабельный сюжет сильно приобретает в увлекательности. И в таком тоне разговора о социальных язвах и нарывах есть очевидный резон: чтобы решить проблему, нужно не только изучить ее, но и по-настоящему ей увлечься.
Фото: Netflix