За последние пять лет Дженнифер Лоуренс была больше известна как лицо Dior, чем как активно работающая актриса, которая, по идее, должна монетизировать полученный в 2013-м «Оскар» и роли в популярных франшизах «Голодные игры» и «Люди Икс». Но, судя по небольшой роли в «Не смотрите наверх» и тихо прошедшем в прокате «Мосте через озеро», Лоуренс сознательно избегала громких проектов, соответствующих статусу голливудской звезды.
В «Без обид» актриса вернулась на экраны с материалом, за который ее полюбили зрители десять лет назад. Ее героиня Мэдди, еле сводящая концы с концами барменша из прибрежного Монтока, чем-то напоминает принесшую ей «Оскар» Тиффани из фильма «Мой парень — псих», только она еще вульгарнее, громче и нелепее. Дженнифер идет это амплуа — так она напоминает, что ей нравится быть обычной женщиной за 30 cо своими слабостями и недостатками, а не идеальным созданием с рекламных щитов Dior. И, главное, кому как не Лоуренс попытаться вернуть в голливудское кино, захваченное детскими развлечениями от Marvel и Pixar и серьезными драмами с прицелом на «Оскар», секс, пусть и в его комической подаче, в духе «Американского пирога».
Плюсы:
— в общем, это фильм «Девчата» наоборот: там Николай Рыбников спорил на шапку, что Надежда Румянцева будет за ним бегать «как собачонка», тут Мэдди откликается на объявление стать девушкой 19-летнего выпускника, готовящегося в Принстон. Родители мальчика Перси (Эндрю Барт Фелдман) пожинают плоды своего же неправильного воспитания, которое проявляется в гиперопеке (например, они отслеживают его смартфон), из-за чего к 19 годам Перси превратился в боящегося всего на свете позднего девственника. Мэдди должна сделать из него подготовленного к колледжу с его попойками и первым неуклюжим сексом мужчину, за что ей обещан подержанный «бьюик» (ее машину конфисковали за долги, причем, что самое обидное, отгонял ее Мэддин бывший). Загнанная в угол безденежьем, 32-летняя взрослая женщина надевает розовое облегающее мини, идет соблазнять мальчика в приют для животных, где тот волонтерит, и начинает вульгарно шутить про «приголубь мою мохнатку». Начало многообещающее;
— «Без обид» старательно обходит сомнительную (во всяком случае, для ханжей) мораль ситуации, когда взрослая женщина заключает пакт с родителями почти подростка о его совращении за деньги. Во время собеседования Мэдди сразу заявляет: «Я не проститутка» и тут же оговаривается: «Не то чтобы я имела что-то против проституток». То есть, с одной стороны, перед нами не совсем классический случай секса за деньги, с другой — авторы фильма политкорректно боятся обидеть работниц секс-услуг. После чего Мэдди спрашивает: «Вы хотите, чтобы я была его девушкой, или хотите, чтобы я была его девушкой?», не совсем веря в то, что предлагают ей на самом деле родители (отца, кстати, гомерически смешно играет Мэттью Бродерик), и надеясь, что все-таки настоящего секса с бедным мальчиком получится избежать. Но главное оправдание Мэдди — ее стесненные обстоятельства. Героиня выведена жертвой социальной несправедливости — отец их с матерью бросил и не откликается на попытки его найти, мать умерла и оставила большой дом, содержать который Мэдди позволить себе не может. В какой-то момент «Без обид» из романтической комедии на время превращается в социальную драму об обеднении и без того бедных. Другие герои фильма не устают повторять, какое это счастье — жить на берегу океана в Монтоке. Судьба (и выражение лица) Мэдди показывает, что только не для местных;
— Дженнифер Лоуренс в кино последних пяти лет не хватало. С ее витальностью и готовностью идти на риски (какая еще звезда ее уровня согласилась бы сниматься голой? В фильме есть сцена, где она выпрыгивает из моря в чем мать родила и нападает на пытающихся похитить ее одежду придурков) актриса может даже комедию о сексе за «бьюик» превратить в респектабельное произведение.
Минусы:
— иногда кажется, что Дженнифер Лоуренс замахнулась на поляну, уже окученную Дженнифер Энистон или даже Эми Шумер;
— несмотря на несколько по-настоящему удачных шуток, «Без обид» (в прокате США с 23 июня, у нас картину можно посмотреть онлайн у пиратов) не обошел все клише ромкома. Конечно, фильм о перевоспитании мальчика-снежинки оказывается картиной об укрощении строптивой оторвы. И в этом нет ничего плохого — в отношениях двух людей меняются оба. Но здесь все портят сюжетные штампы — все эти откровения, прозрения, ссоры на пустом месте и примирения, обязательно ведущие к неизбежному хеппи-энду. Как будто авторы (режиссером стал родившийся в Киеве и выросший в Чикаго Джин Ступницки, сценарист «Плохой училки») хотели сказать что-то новое и важное, но потом испугались и решили закончить как всегда.
Фото: Columbia Pictures