Безусловный кинотренд года — женщина может быть старше мужчины, и все при этом остаются живы
В одной из самых смешных сцен комедии «Клуб первых жен» (1996) Голди Хоун, играющая стареющую кинозвезду, напивается в баре и жалуется, что ей не дали сыграть в новом фильме молодую героиню, взамен предложив роль матери: «А кто играет парня Моник? Шон Коннери? Ему хоть 60 лет, он все равно жеребец».
Голливудская маркетинговая логика десятилетиями предполагала, что зрители доверяют проверенным «вечным» мужским брендам вроде Шона Коннери (после его смерти это Харрисон Форд, Клинт Иствуд, Том Круз), но хотят, чтобы в объятиях их любимые актеры держали молодую красивую женщину, желательно с «сиськами» побольше. Этот подход к кастингу, который теперь считается сексистским, сформировался в то время, когда большую часть зрителей составляли мужчины до 25 лет.
Голди Хоун на тот момент был 51 год, по голливудским меркам она давно перешла из категории «телка» в другую — «окружной прокурор», явно готовясь к третьей — «шофер мисс Дейзи», то есть упрямой старухи. Шон Коннери же, отметивший в 1996-м 66-летие, через три года крутил в «Западне» роман с Кэтрин Зетой-Джонс, которой не было еще тридцати.
Не то чтобы в массовом кино это возрастное неравенство было всегда — в 1930–1940-е, когда большую часть кинозрителей составляли взрослые женщины, пары на экране составляли из кинозвезд примерно одного возраста. Другое дело, что роман взрослой женщины с молодым мужчиной всегда показывался как дело обреченное, которое может закончиться только драмой или даже смертью. В поколенческом хите 1960-х «Выпускник» Майка Николса герой Дастина Хоффмана заводил тайную интрижку с подругой родителей (Энн Бэнкрофт, кстати, была старше Хоффмана всего на шесть лет, так что никак не могла быть ровесницей его матери), чтобы потом устроить вселенский скандал, влюбившись в ее дочь. В начале 1950-х роман вышедшей в тираж кинозвезды немого кино (Глория Свенсон, 51 год) и относительно молодого сценариста (Уильям Холден, 32) заканчивался его смертью и ее прогрессирующим безумием. Даже в совсем недавнем «Поклоннике» (2015), где скромная учительница Дженнифер Лопес поддалась обаянию молодости годящегося ей в сыновья соседа, все заканчивалось совсем плохо — парень оказывался сталкером и маньяком, так что Дженнифер приходилось регулярно хвататься за нож для резки овощей. Как будто вся американская киноиндустрия (европейцы, особенно французы, наоборот, никогда не видели ничего особенного в романах женщин постарше с мужчинами помоложе еще с 1970-х) сплотилась, чтобы напомнить женщинам за 40: сидите дома с вашими котами, а на улицу ни ногой, вдруг встретится симпатичный инструктор по йоге.
Но 2024-й можно назвать переломным годом в смысле полового возрастного равновесия, и больше всего радует, что новые фильмы никак не пытаются наказать своих героинь за то, что они влюбились в «не подходящих» по возрасту мужчин. Хотя… как сказать. Тренд начался громко еще в конце прошлого года, когда сначала по главным фестивалям, а позже и в прокате прошел «Май декабрь» Тодда Хейнса — основанная на реальной истории домохозяйки Грейси (Джулианна Мур, 64 года), которая вышла замуж за парня (Чарльз Мелтон, 33 года), которого много лет назад соблазнила, когда он еще был подростком. Хейнс, как очень хороший режиссер, долго не дает подавляемой травме пробиться сквозь вроде бы нормальное течение провинциальной жизни, и когда это происходит, нужно быть очень внимательным зрителем, чтобы ее разглядеть. Кстати, в реальной жизни Джулианна Мур уже больше 20 лет замужем за режиссером Бартом Фрейндлихом, который младше ее на девять лет.
Энн Хэтэуэй (41 год) решила обратить внимание на проблему разницы в возрасте с другой точки зрения — романтической комедии. В вышедшем в мае 2024-го фильме «Мысль о тебе» героиня Хэтэуэй отправляется с дочерью-подростком на концерт ее любимой мальчишеской группы и случайно знакомится с ее солистом (30-летний Николас Голицын играет героя младше себя). Начинается обреченный на грустный финал роман, который портит чувство вины и самокопания героини Хэтэуэй — она все переусложняет вместо того, чтобы просто наслаждаться моментом. Устаревшие стереотипы пустили глубокие корни даже в сознании передовых либеральных галеристок, что уже тут говорить о домохозяйках из глубинки.
Гораздо современнее и здоровее отношение к сексу с молодым парнем у героини Николь Кидман (57 лет) в романтической комедии «Семейное дело» — она влюбляется в босса своей дочери Зака Эфрона (37 лет), и, судя по тому, на какой оптимистичной и позитивной ноте заканчивается фильм, у этой пары с разницей в 20 лет все будет в порядке. Кидман играет успешную писательницу, а Эфрон — капризную поп-звезду, он молод, она умна, это хорошее сочетание, такие отношения могут длиться годами. Героев больше беспокоит не разница в возрасте, а тот факт, что Эфрон — начальник дочери Кидман и девушка постоянно оказывается меж двух огней.
Самое свежее высказывание на тему «женщина старше» — вышедшая пару недель назад драма «Одинокая планета» — оно же и самое современное. Разведенная писательница Кэтрин (Лора Дерн, 57 лет), приезжающая в марокканский ретрит в поисках вдохновения, совсем не комплексует по поводу возраста симпатичного бизнесмена Оуэна (Лиам Хемсворт, 34 года), точно так же ее не останавливает и то, что он вообще-то приехал с девушкой младше ее раза в два. Для человека, переживающего творческий кризис, Кэтрин вообще уверена в себе, что можно только приветствовать. После первого поцелуя она пытается шутить и говорит Оуэну: «Осторожно, я могу влюбиться в такого парнишку», но это, в общем, единственный их разговор про разницу в возрасте. Кэтрин переживает не потому, что Оуэн младше, он просто появился в ее жизни не в самый подходящий момент (что исправимо). Оуэн еще меньше думает о возрасте Кэтрин, ни разу не заикаясь о том, будут ли у них, например, дети. И правда, зачем, если в наше время, если очень хочется детей, можно усыновить. К тому же зачем загадывать так далеко, когда роман только начался? Для Оуэна гораздо важнее то, как Кэтрин благотворно на него влияет — благодаря этим отношениям он пересмотрел свое отношение к работе и уволился из компании, которая ломала жизни людям, покупая и дробя их бизнесы. Зрелая женщина сделала его более сложным человеком — часто молодые мужчины ищут во взрослых партнершах именно это. «Одинокая планета» полна жанровых штампов, но избегает главного — угрызений совести по поводу разницы в возрасте героев.
Этот фильм, в общем, нишевый, для определенной взрослой, в основном женской, аудитории, проторил путь для других проектов, где герои живут в неравных в смысле возраста браках. В новом сериале Альфонсо Куарона «Все совпадения неслучайны» героиня Кейт Бланшетт, тоже Кэтрин, старше не только любовника, но и мужа в исполнении Саши Барона Коэна, и эта разница в возрасте просто проговаривается в фильме, не предлагая делать выводы и не распространяя этот факт на семейные проблемы — сложности в этих конкретных отношениях возникли бы и у пар-одногодок. Возможно, то, что Кэтрин старше мужа, подразумевает, что она привыкла быть главной в семье, но, как мы увидим, это главенство может закончиться в любой момент.
Вообще вдруг выяснилось, что все эти представления из прошлого века о том, что женщина должна быть непременно младше своего партнера, не так живучи, как казалось. Главные героини в этом году вдруг стали массово старше своих мужчин, и ничего страшного не случилось. Почему? Да потому что в жизни женщины старше своих мужей сплошь и рядом. Раньше это «разрешалось» только богатым знаменитостям, которые, как считали обыватели, «покупали» себе молодых мужей: Мадонна, Шер, Алла Пугачева, Надежда Бабкина. Кто-то из Comedy Club в свое время даже шутил о том, что «Бабкина родила себе нового мужа». Фильмы последнего года пытаются доказать: для того чтобы завести себе парня на 20 лет моложе, не надо 30 лет скакать на сцене. Можно просто дать парню то, что ему нужно. Ну и взять от него то, что может дать он.