Ярослав Забалуев

«Библиотекарь» — сериал, где вопросы решаются советской магией и самодельными топорами

2 мин. на чтение

Алексей Вязинцев (Никита Ефремов) играет на детских утренниках Капитошку и мечтает о Голливуде. На дворе вторая половина 1990-х (где-то вокруг выборов 1996 года, точное время действия не сообщается), в российском кино дела не очень. После проваленного собеседования в посольстве США в жизни Вязинцева наступает темная полоса. Венчает ее известие о смерти отца (Андрей Мерзликин), который бросил Алексея в детстве. Отправившись продавать отцовскую квартиру в провинциальный город Широнино, Вязинцев оказывается в центре в высшей степени странных событий.

Выясняется, что в России действует тайная сеть читален, сформированных вокруг книг забытого советского писателя Громова. Его посредственные соцреалистические романы дают прочитавшему огромные силы. Всего книг шесть — памяти, силы, ярости, радости, терпения и власти. Вроде бы существует еще и седьмая — Книга Смысла, но ее никто никогда не видел. Между собой читальни выясняют отношения при помощи боев стенка на стенку с применением холодного оружия. Опробовав на себе мощь громовских книжек, Алексей принимает на себя обязанности широнинского библиотекаря, заняв место покойного отца.

Разговоры об экранизации «Библиотекаря» Михаила Елизарова начались почти сразу после публикации романа в 2007 году. Интерес к книге набирающего популярность автора подстегнуло и совершенно скандальное вручение Елизарову «Русского Букера» в конце того же года. Скандал был вызван несоответствием либеральной репутации премии и открытых просоветских взглядов автора, написавшего свой роман о магической силе соцреалистической литературы. Главная книга там носила название «Дума о сталинском фарфоре», но в экранизации вроде бы была переименована (в первых сериях она не фигурирует). Собственно, ключевой частью книги были именно прорывы в советский космос читателей вымышленных произведений. Это были фрагменты потоков сознания, в которых смешивались пионерская зорька, кубик Рубика и телепередача «В гостях у сказки».

Однако причина интереса кинематографистов была, разумеется, не в идеологическом заряде, а в увлекательной фабуле с большим количеством экшна. «Библиотекарь» при должном взгляде легко превращался в новый «Ночной дозор» — фэнтези-блокбастер, которого (после дилогии Тимура Бекмамбетова) русскому кино остро не доставало.

Сам Михаил Елизаров говорил, что форма фантастического романа для него лишь способ донести свои далекие от беллетристики мысли. В сериале эта форма усилена, доведена до чистого развлечения с внушительной порцией живительного трэша. Существенно, что это не просто «городское фэнтези», а еще и своего рода былина о 1990-х. Баклажановые «москвичи», бежевые «жигули», «рафики», обои, Ободзинский из радиоприемника, обшарпанные провинциальные отделения милиции. На предвыборных плакатах, висящих у подъезда, правда, почему-то написано «Выбирай или проиграешь» (вместо «голосуй»), но это можно списать на аберрации коллективной памяти.

Дополняют картину герои с яркими литературными фамилиями типа Вырин и Шульга, которых играет сборная лучших актеров современной России — Михаил Тройник, Сергей Епишев, Михаил Трухин, Игорь Золотовицкий, Александра Урсуляк. Эффектно созданный мир, в котором вопросы решаются советской магией и самодельными топорами, по-настоящему захватывает. За такое вполне можно простить даже то, что, переписывая Елизарова, авторы сценария Илья Тилькин и Александр Грязин несколько раз забыли свести концы с концами. Будем считать, что в сказках бывает всякое. И «Библиотекарь» убедительно показывает, что именно страшная сказка сегодня является более уместным жанром для фильма про 1990-е, чем любые попытки придумать новую «Бригаду».

Легально сериал доступен на more.tv и Wink.

Подписаться: