У выпускника юрфака Руди Бейлора (Майло Каллахэн) безоблачное будущее: за отличную учебу он получил место в крупной юрфирме Tinley Britt. Однако в первый же рабочий день правдоруб Руди всерьез поспорил с шефом Лео Ф. Драммондом (Джон Слэттери) и вынужден искать новую работу.
В итоге он устраивается в небольшую контору, которой руководит Джослин Стоун по прозвищу Боксер (Лана Паррия). Теперь вместо обслуживания больших компаний Руди в обществе опытного юриста-недоучки Дека Шиффлета (П. Дж. Бирн) рыщет по больницам в поисках клиентов. Таковыми становятся медбрат Мелвин Притчер (Дэн Фоглер), которого обвиняют в убийстве собственной матери, и Дот Блэк (Карен Брайсон), сын которой погиб, предположительно, в результате врачебной ошибки.
Для американского кино девяностых Джон Гришэм был примерно тем же, кем являются Сергей Минаев и Александр Цыпкин сегодня для России. К концу восьмидесятых бывший адвокат по уголовным делам и депутат палаты представителей накопил столько опыта, что написал первый роман «Время убивать». Успех пришел со второй книгой под названием «Фирма», которую в 1993 году экранизировал Сидни Поллак, подарив одну из лучших ролей Тому Крузу. С тех пор Гришэм не останавливался, лишь расширяя круг профессиональных интересов. Сегодня на его счету не только юридические триллеры, но и, скажем так, подростковые детективы.
За десять лет, с 1993 по 2003 год, в Голливуде вышло девять хитовых экранизаций романов Гришэма, среди которых кроме «Фирмы» «Клиент» и «Дело о пеликанах» — тоже фильмы на все времена. «Благодетель» 1997 года был важной вехой в этом цикле картин, поскольку его постановщиком стал Фрэнсис Форд Коппола. Великий режиссер прочел роман, ожидая вылета в аэропорту, и был настолько впечатлен, что тотчас лично связался с Гришэмом. В момент выхода «Благодетеля» неоднократно называли лучшей экранизацией романа Гришэма. Для Копполы же это был последний большой студийный проект перед уходом в мир независимого кино в нулевых («Молодость без молодости», «Тетро», «Между»). В некотором смысле «Благодетель» — это анти-«Крестный отец», рассказ об истинном благочестии с лицом Мэтта Дэймона. Кроме него в фильме отличные работы Дэнни ДеВито, Роя Шайдера и Микки Рурка.
Отличная родословная обеспечила свежему сериалу USA Network должное внимание. Она же объясняет и качество сюжета — значительно более высокое, чем у аналогичных нынешних телешоу. Разумеется, шоураннер Майкл Ситцман многое изменил в исходном тексте — что-то для актуализации, что-то из соображений авторского честолюбия. Микки Рурк играл у Копполы шефа Руди по прозвищу Боксер — с этой работой тягаться бессмысленно, так что в сериале Боксер стал женщиной с ядовитой харизмой Ланы Паррия. За токсичную маскулинность теперь отвечает Джон Слэттери, который с явным удовольствием играет Лео Ф. Драммонда почти карикатурным хищником из девяностых. В одной из ключевых сцен Драммонд с непроницаемым видом заставляет сотрудницу подбирать с пола картошку фри. «Я просто определяю границы», — объясняет герой Слэттери. В современном кино такие эпизоды встречаются нечасто.
Больше всего сериал ругают за упразднение многофигурной драмы, которой покорял фильм Копполы. Ситцман действительно не пытается тягаться с гением, а действует просто, но уверенно. Героям «Благодетеля» в духе времени дописана предыстория, а внутренние конфликты выражены через более подробные диалоги. Жанр в этой экранизации тоже определен более конкретно. Это судебная драма, то есть в американской классификации шоу, которое максимально наглядно показывает, как работает правосудие. И наблюдать за этой работой, разыгранной хорошими актерами, не менее интересно, чем в середине девяностых.
Фото: USA Network