«Блестящие умы» о непонятом гениальном неврологе возвращают нас в условный 2007-й
Гениальный невролог Оливер Вулф (Закари Куинто) всегда предпочитал нестандартные методы. Например, увезти из больницы больного деменцией дедушку на свадьбу внучки, чтобы спровоцировать кратковременное прояснение сознания — на радость родственникам. Начальство от такого самоуправства Вулфа не в восторге, так что доктор вновь уволен.
Единственной больницей, в которую его готовы взять на работу, оказывается та, которой заведует его мама — отношения у них, разумеется, не очень. Однако делать нечего, и вот Вулф уже надевает белый халат, чтобы помогать пациентам, на которых давно махнули рукой коллеги, вплоть до безымянного мужчины с инсультом.
Эксцентричный доктор-аналитик, пестрая команда интернов — «Блестящие умы» сразу признаются зрителю в готовности вернуть его условный 2007-й. Структурно новый сериал канала NBC прямо отсылает к «Доктору Хаусу», однако на практике связь здесь примерно такая же, как у шоу с Хью Лори и приключений Шерлока Холмса. «Блестящие умы» основаны на книгах классика психологии Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу» и «Антрополог на Марсе». Доктор Вулф, сыгранный Закари Куинто, несет в себе личные и биографические черты самого Сакса. При этом действие сериала разворачивается в современном Нью-Йорке, а описанные случаи из клинической практики Сакса актуализированы с учетом текущих реалий. Впрочем, экс-баскетболистка, не чувствующая свое тело, или школьная эпидемия ложных беременностей впечатляют и сегодня.
Драматургическое сходство с предшественниками вроде «Доктора Хауса» или «Обмани меня» с Тимом Ротом заканчивается на уровне базовых сюжетных установок. «Бриллиантовые умы» — медицинский процедурал, в котором действуют гений со свитой, однако сами персонажи выписаны принципиально иначе. Вулф совсем не мизантроп, а, напротив, эмпат, пришедший в профессию в связи с собственными особенностями — он не различает лиц и вынужден запоминать коллег по рисунку морщин вокруг глаз и форме рук. Кроме того, в прошлом у Оливера набор детских травм, и самая болезненная связана с погибшим отцом. Благодаря этой коллизии в сюжет введена мать героя: Вулф вынужден не только работать у нее в подчинении, но и соглашаться участвовать в выяснениях отношений. У каждого из интернов тоже все непросто: один страдает от редкой эмпатии прикосновений, заставляющей его физически чувствовать боль пациентов, другая сидит на таблетках, третий — качок, четвертая мечтает поскорее стать врачом. Кроме того, каждая серия посвящена не одному пациенту, а минимум двум-трем (а то и сразу пяти-шести).
Такая насыщенность действием, с одной стороны, не дает зрителю заскучать, а с другой — заставляет всесторонне проявляться характерам главных героев, поэтому они не сведены к сюжетным функциям. Кроме того, российских зрителей ожидает родная речь — от взбалмошной пациентки миссис Петровой, требующей права курить в палате, и таинственного пациента из Грозного.
Добавьте к этому великолепно выстроенную атмосферу духоподъемной медицинской драмы, и получится сериал, имеющий все шансы стать лекарством от осенней меланхолии. «Блестящие умы» не перегибают с реализмом — это шоу для телевидения, так что в конце некоторых сцен герои драматично замирают, интригуя и заставляя вернуться после рекламы. Шоураннер Майкл ДеГрасси вообще явно и небезосновательно считает налет ретро своим тайным оружием, так что в какой-то момент здесь даже есть шутка про старых «Коматозников». Но куда более ценно то, как сериал всякий раз удерживается в шаге от фальши и пошлости, которые неизменно угрожают жанру медицинской драмы.
Фото: NBC